Get Adobe Flash player

Хроника работы студии в сезоне 2006 — 2007 гг.

Очередной вечер короткого рассказа

В среду, 30 мая 2007 г., состоялось последнее в этом сезоне заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, на которое собралось восемнадцать человек — сбор неполный, что, впрочем, и неудивительно, поскольку из-за временного закрытия ЦСЛК и вынужденной отмены двух последних заседаний сбился привычный ритм встреч.

Зато на традиционной пятиминутке хвастовства поводов порадоваться друг за друга хватало. В частности, у Екатерины Мурашовой вышли две книги — повесть «Класс коррекции», которая в свое время обсуждалась на Студии, и четвертый том выходящей под псевдонимом эпопеи. А Татьяна Томах по итогам очередной, 27-й конференции молодых писателей Северо-Запада принята в Союз писателей России.

Само заседание было посвящено коротким рассказам. Прочитано и обсуждено их было четыре: «Правила создания дорог» Татьяны Томах, «Имперские амбиции» Павла Марушкина, «Страшный сон скинхеда» Златы Бондаренко и «Разговор за дверью» Андрея Прусакова.

Завершился вечер (а с ним — и сезон) традиционным фуршетом.

На чем все и расстались до октября.

А. Б.


Женские образы в фантастике

14 марта 2007 года состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, собравшее 14 человек.

Разминочная «пятиминутка хвастовства» выдалась рекордно короткой — только Владислав Трушников предъявил коллегам историческое эссе «Гитлер спасал Сталина. Малоизвестные страницы „зимней“ войны», опубликованное газетой «„МК“ в Питере».

Затем перешли к основной теме — «Женские образы в фантастике», — предложенной на предыдущем заседании Павлом Марушкиным (поскольку инициатива, как известно, наказуема, он же подготовил и вступительное слово). Оно заняло около четверти часа и в основных тезисах совпало, по замечанию Анны Гуровой, со статьей Василия Владимирского, посвященной этой же теме, хотя у Владимирского «более детально проработанная классификация». Впрочем, уже то, что два человека поврозь пришли к одинаковым выводам, все-таки стоит отметить.

Дальше началась дискуссия, которая, естественно ни к чему не привела: все-таки разобраться, почему женские образы в фантастике, как правило, столь убоги и малодостоверны, не так-то просто, и нельзя списывать все на бездарность авторов или на то, что фантастика — традиционно мужское чтение, как отметил Павел Шумилов, и потому в первую очередь живет идеями, а не тем миром чувств, на фоне которого так красочно выглядят женские портреты. Однако разговор получился достаточно живым и остановился (за исчерпанием лимита времени) как раз на пороге более глубокого и интересного анализа, к которому решили вернуться как-нибудь в другой раз. Заодно и время подумать будет…

Следующее заседание, как заведено, через две недели — 28 марта.

А. Б.


«Чернокнижник» Андрея Смирнова

28 февраля состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова. Традиционная «пятиминутка хвастовства» оказалась на этот раз пятисекундной — только г-н Рогожин похвастался опубликованием в журнале рассказа, который в свое время обсуждался на одном из заседаний, но особых лавров не сыскал (причем сам журнал герой даже забыл принести).

Затем настал черед основной темы заседания — обсуждения романа Андрея Смирнова «Чернокнижник», выпущенного Лениздатом в 2006 году. Случай, надо сказать, беспрецедентный — до сих пор на Студии обсуждались только рукописи, но никоим образом не произведения, уже опубликованные или изданные. Но автор попросил, а традиции, как известно, хороши лишь тогда, когда время от времени нарушаются…

К сожалению, претензий к роману (и к стилистике, и к фактологии, и к структуре, etc.) в ходе обсуждения прозвучало намного больше, нежели робких похвал. В итоге сам же автор пожалел, что не обсудил свой труд, когда он был еще рукописью — в этом было бы намного больше проку. А сейчас ему осталось только делать выводы на будущее, поскольку перерабатывать и править «Чернокнижника» не имеет смысла. Впрочем, поскольку у Андрея Смирнова задуман достаточно обширный мир, развивающий сюжетные линии романа, может быть, ему обсуждение и пойдет впрок. Будущее покажет.

А. Б.


Очередной вечер короткого рассказа

31 января состоялось очередное заседание из цикла «Вечер короткого рассказа». Татьяна Томах, Владислав Трушников и Юрий Гаврюченков представили свои рассказы «Где брат твой, Ромул?», «Мыслящий тростник или Веком позже» и «Порочное основание».

Сразу заметим, что произведения специально не подбирались, но когда были прочитаны, стало ясно, что стихийно (мистика!) образовалась некая триада. Все три основаны на мифах – очень разных, и во всех трех случаях авторы в присущей им манере пересмотрели их с позиции современности. Что касается особенностей, то Юрий Гаврюченков был вполне традиционен: очень живо и со вкусом нагнетал атмосферу несуществующих Новгородских ужасов — история, как и обычно, закончилось стандартным трупом. Татьяна Томах тонко и изящно, но несколько монотонно, дала свою трактовку мифу о Ромуле и Рэме. Владислав Трушников,»утопив» слушателей в море мелких деталей и технических подробностей, почти доказал, что никакие янки на Луне не высаживались. Почти – потому большинство из присутствовавших просто не уловили чересчур прозрачных намеков автора.

Светлана Васильева


Вечер короткого рассказа

В среду, 17 января, состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова — второй из серии запланированных вечеров короткого рассказа.

На этот раз свои опусы читали двое: Андрей Дубровский, новый член Студии, принятый по рекомендации Елены Первушиной, и Андрей Антонов. Дубровский дебютировал «Ватиканскими народными сказками», продемонстрировавшими, что автор уже имеет некоторое представление о том, как писать, но еще не слишком хорошо знает, о чем и зачем. Из двух представленных рассказов Антонова удавшимся был признан один — «Война и мир».

Следующее заседание состоится через две недели — 31 января.

А. Б.


«Древолюция» Андрея Прусакова

В среду, 13 декабря, состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, посвященное обсуждению фантастического романа Андрея Прусакова «Древолюция».

На традиционной «пятиминутке хвастовства» из восемнадцати собравшихся нашел, что сказать, всего один — Андрей Смирнов, гордо продемонстрировавший выпущенный Лениздатом роман-фэнтези «Чернокнижник».

Обсуждение «Древолюции» оказалось на редкость живым, изобиловавшим высказываниями как «за», так и «против», (впрочем, доброжелательными по отношению к автору в равной мере были и те, и другие). Сошлись на том, что этот роман-катастрофа в духе «Дня триффидов» Джона Уиндема скорее не получился, но несомненно является ощутимым шагом для автора после обсуждавшегося в прошлом году «Ворона». Главное же — автору есть что сказать, недостает ему главным образом умения — как. Отметили удачные эпизоды, запомнившихся персонажей — есть и такие, причем очень живые. Если следующее произведение Прусакова будет настолько же удачнее этого, как это — удачнее предыдущего, его стоит ждать. Судя по опыту — примерно год.

Следующее заседание состоится в среду 27 декабря — будут зачитываться и обсуждаться рассказы Павла Марушкина, Анастасии Купцовой, Юрия Лаптинова.

Светлана Васильева


Обсуждена повесть Анатолия Орлова

В среду, 22 ноября 2006 года, состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова.

Традиционная «пятиминутка хвастовства» на этот раз уложилась действительно в пять минут, которые целиком и полностью заняла Светлана Тулина, предъявившая опубликованную повесть и фотографии своих художественных работ (они потом долго ходили по рукам, но, как ни странно не отвлекали от дискуссии).

Героем дня был Анатолий Орлов, выдвинувший на обсуждение повесть «Тень корабля-призрака». В результате от повести с редкостным единодушием не оставили камня на камне. И, надо сказать, со всеми на то основаниями. В то же время некоторые идеи, заложенные Орловым в свое творение, представляют несомненный интерес. Трудно сказать, стоит ли автору исправлять свой опус (тем более сейчас, по горячим следам) или лучше построить на этих идеях нечто иное. Время покажет. Но в очередной раз со всей очевидностью было доказано, что и обсуждение несомненной авторской неудачи может оказаться интересным и полезным.

Следующее заседание состоится в среду, 13 декабря. О повестке дня будет объявлено дополнительно.

А. Б.


Обсуждены рассказы А. Гуровой и Ю. Гаврюченкова

8 ноября на заседании обсуждались два коротких рассказа: Анны Гуровой «Дэзи» -трогательная история судьбы брошенной собаки, и Юрия Гаврюченкова «Сетевые вампиры», название которого говорит само за себя.

Опуская подробности, отметим, что Гаврюченков как автор был вполне традиционен, зато Гурова выступила в совершенно в новом для себя качестве. Что ж, пожелаем успехов обоим, тем более, что Юрий явно не раскрыл еще своего творческого потенциала до конца.

Светлана Васильева


Обсуждены рассказы З. Линник (Бондаренко) и В. Рогожина

11 октября состоялось второе в сезоне 2006/2007 гг. заседание студии. Герои вечера Злата Линник и Вячеслав Рогожин прочитали четыре коротких рассказа, которые и стали предметом обсуждения.

От души повеселившись и получив таким образом несомненное удовольствие, присутствовавшие тем не менее высказали и справедливые замечания. Самое серьезное касалось обоих авторов – за всем написанным, к сожалению, практически не ощущается сам автор.

Светлана Васильева


Новый сезон в студии А. Балабухи и Л. Смирнова

27 сентября состоялось открытие очередного сезона Литературной Студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова.

Если не считать непривычного для глаза – затянутого защитной сеткой — здания Центра литературы на набережной Макарова, то все прошло, как обычно. Похвастались достигнутым за лето, пошутили, поговорили о предстоящей работе… Между прочим, студийцы получили от руководителей некое задание – какое именно, пока распространяться не будем. На чем, собственно, официальная часть и закончилась, перейдя в неофициальную, о котором умолчим здесь и тем более.

Светлана Васильева