Get Adobe Flash player

Хроника работы студии в сезоне 2005 — 2006 гг.

Студия А. Балабухи и Л. Смирнова завершила сезон

14 июня состоялось последнее в сезоне 2005–2006 годов заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, на которое собралось 23 человека (двое — Михаил Ахманов и Елена Воронько — отсутствовали по причинам сугубо уважительным, про остальных сказать что бы то ни было с уверенностью невозможно); в статусе гостя присутствовал также соискатель членства в студии — Ян Майзельс.

Традиционная «пятиминутка хвастовства» оказалась чрезвычайно короткой — двумя публикациями похвастала Татьяна Томах да роскошным переизданием дилогии «У мертвых кудесников длинные руки» — Николай Романецкий.

Далее прошло обсуждение романа Павла Марушкина «Дети непогоды», выпущенного издательством «ЭКСМО» в 2006 году в серии «Хулиганская фэнтэзи»; книга представляет собой первую часть трилогии, две следующие — «Музыка джунглей» и «Старая контра» — должны порадовать читателей более или менее вскорости. Обсуждение, надо сказать, изобиловало суждениями полярно противоположными, студийцы чуть было не пошли стенка на стенку, что свидетельствует об одном: есть о чем поговорить и поспорить — дебют чрезвычайно интересный.

Затем были подведены итоги конкурса рассказов «Космос, о каком вы еще не читали». Первое место занял тот же Павел Марушкин с рассказом «Мужик, ты — робот», второе — Юрий Гаврюченков с рассказом-пародией «Закрытый космос».

Как водится, сезон завершился вручением студийных литературных премий «Дверь в лето». Их получили: Анна Гурова — за выпущенную в сезоне 2005–2006 годов дилогию «Князь тишины» и «Дракон мелового периода» — самую подростковую в истории Студии (Специальная премия Высокого Жюри); Сергей Рублев — за первую книгу фантастического романа «Месяц рождения», рукопись, обсуждение которой оказалось самым интересным в сезоне 2005–2006 годов; и Татьяна Томах — за подборку рассказов, опубликованных в сезоне 2005–2006 годов на страницах коллективных сборников и периодики и являющих собой достаточно яркий дебют молодого автора.

За вручением премий последовал скромный фуршет, с завершением которого окончился и сезон, а студийцы и руководители ушли на летние каникулы, которые продлятся до середины октября.

А. Б.


«Убийство в кошачьем раю» Елены Ворон

В среду, 26 апреля 2006 года, состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, собравшее на этот раз 18 человек.

На традиционной «пятиминутке хвастовства» Татьяна Томах продемонстрировала два номера журнала «Реальность фантастики» со своими рассказами; Юрий Гаврюченков предъявил выпущенную издательством «Крылов» книгу «Кладоискатель и сокровище ас-Сабаха» — как было сказано, первый роман будущей пенталогии; а более скромный Павел Марушкин — открывающий трилогию роман «Дети непогоды», выпущенный издательством «ЭКСМО». С чем всех троих и поздравили — от души.

Затем началось обсуждение рукописи очередного и, как было сказано авторессой, «последнего» (трудно сказать, что это значит: то ли последнего, написанного на данный момент, то ли последнего, завершающего ее детективную серию) романа (или повести, трудно сказать) Елены Ворон «Убийство в кошачьем раю». Заявленные в названии кошки понравились всем — без исключения; весьма достойные существа. О романе же мнения разошлись весьма и весьма — суждения высказывались разнообразные и нелицеприятные. Что ж, тем интереснее было.

Очередное заседание состоится 10 мая, и обсуждаться на нем будет роман Сергея Рублева.

А.Б.


Космос, о каком вы еще не читали

12 апреля 2006 года состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, на которое собралось в этот раз 28 человек. Хотя с предыдущего заседания прошел почти месяц, разминочная «пятиминутка хвастовства» прошла на этот раз довольно вяло: по какому-то несчастному стечению обстоятельств за этот срок практически ни у кого не случилось ничего особенно радостного (во всяком случае, по литературной части; остальное не в счет).

Зато на задание, данное соруководителями 15 марта, откликнулось на удивление много народу. В сущности, задание-то было почти случайным, выбранным лишь потому, что нынешнее заседание совпало с юбилейным, тридцать пятым Днем космонавтики: написать произведение произвольного жанра, формы и объема на тему, приблизительно формулируемую как «Космос, о каком вы еще не читали». Свои рассказы, эссе и даже стихи прочитали (в алфавитном порядке) Анна Броусек, Юрий Гаврюченков, Елена Евдокимова, Павел Марушкин, Анна Овчинникова, Андрей Прусаков, Вячеслав Рогожин и Светлана Тулина (еще трое даже не успели прочитать — времени не хватило!). Оценив ситуацию, соруководители продлили срок сдачи рукописей и решили превратить это задание из разового в традиционный конкурс, итоги которого будут, как всегда, подведены в конце мая.

Следующее заседание студии состоится 26 апреля и обсуждаться на нем будет роман Елены Воронько.

А.Б.


«Крик из будущего» В. Контровского

В среду, 1 марта 2006 года, состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, на котором присутствовало девятнадцать человек.

В полном соответствии с планом, вечер был посвящен обсуждению фантастического романа Владимира Контровского «Крик из будущего». Поскольку автор уже выложил текст в сети, можно, в порядке исключения забыв о «тайне совещательной комнаты», сказать несколько слов о ходе обсуждения и самом произведении.

Разумеется, по отдельным пунктам мнения студийцев разделились и порою оказывались даже взаимоисключающими. Так, например, Сергей Рублев посчитал начало романа вялым, а боевую сцену, там разворачивающуюся, неинтересной уже потому, что ясно: с героем на первых страницах ничего фатального случиться не может. В то же время Елена Воронько уверена, что с этой точки зрения начало как раз вполне удачно. Павел Шумилов блестяще проанализировал стратегию и тактику военных действий в романе, доказав их полную несостоятельность. А Светлана Васильева заметила, что боевые сцены вообще-то скучны, но достаточно логичны и потому кажутся приемлемыми. Но суть не в том.

Практически все сошлись в одном. Произведение, названное романом, является в действительности не художественным, а публицистическим; не повествованием, а проповедью. О языке, стиле, образах говорить не приходится, тогда как все идеи (не вдаваясь в их оценку) можно изложить в сравнительно небольшой статье, что автор, кстати, уже сделал. Приходится признать, что романист Контровский безоговорочно проиграл очеркисту и эссеисту Контровскому, автору, может быть, спорному, но всегда интересному. А жаль!

Следующее заседание Литературной студии состоится в среду, 15 марта 2006 года, и будет посвящено знакомству с очередным новичком (простите, но женского рода у этого слова нет!) — Анастасией Купцовой, принятой в студию на прошлом заседании, 15 февраля.

А.Б.


Новичок — Анастасия Купцова

В среду, 15 марта 2006 года, состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, на которое собралось пятнадцать человек — точь-в-точь, как на сундук мертвеца.

По ходу традиционной «пятиминутки хвастовства» Игорь Соловьев и Владислав Трушников поделились радостью по поводу публикации своих рассказов в газете «Приколись!» (что же, за них тоже порадовались…). А Леонид Смирнов продемонстрировал двухтомник одного из отцов-основателей студии, критика и литературоведа Анатолия Федоровича Бритикова. Когда бы не бескорыстные труды Леонида Эллиевича — низкий ему за то поклон! — эти книги вряд ли увидели бы свет…

Главным же в повестке дня было представление очередного новичка — Анастасии Купцовой, студентки второго курса географического факультета СПб ГУ, рекомендованной в члены студии Еленой Первушиной и Еленой Воронько. Героиня вечера прочитала три стихотворения и три очень коротких рассказа. И вот что любопытно: собравшиеся с разной степенью энтузиазма пытались проверить эти опусы на зуб, да вот разгрызть ни у кого не получилось. У юной авторессы есть и видение мира, и чувство слова и умение завершить произведение неожиданным внутренним жестом. Конечно, все это — еще только пробы пера. Но нельзя не признать — перо выдрано из отменного гуся, а пробы весьма достойны. А вот как дальше дело пойдет — можно лишь гадать и надеяться… Но пока есть все основания поздравить и Анастасию — с удачным дебютом, и студию — со славным пополнением. Поздравили — и разошлись.

Следующее заседание Литературной студии состоится в среду, 12 апреля 2006 г. Поскольку это День космонавтики, Андрей Балабуха попросил всех присутствующих (отсутствующие будут извещены старостой студии отдельно) написать по короткому рассказу (до 10–12 тысяч знаков) на космическую тему, но с соблюдением условия, которое можно сформулировать примерно так: «Космос, о котором вы еще не читали». Посмотрим, у кого что получится….

А.Б.


«Сламона» Анны Овчинниковой

В среду, 15 февраля 2006 года, состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, посвященное обсуждению фантастического романа Анны Овчинниковой «Сламона». Студийцы собрались в числе двадцати человек; на правах гостей присутствовали двое кандидатов в члены студии (чьи рукописи пока читаются) и писательница Алла Львовна Сельянова.

Предваряющая заседание традиционная «пятиминутка хвастовства» уложилась на этот раз минуты в три. Поздравили с приемом в члены студии (по рекомендации Елены Воронько) Анастасию Купцову. Новые романы выпустили Николай Романецкий и Виктория Дьякова. Очередные статьи и рецензии опубликовал Аркадий Рух.

Затем перешли основному делу — обсуждению романа. Активно выступали Злата Бондаренко, Елена Воронько, Анна Гурова, Павел Марушкин, Анатолий Орлов, Сергей Рублев, Светлана Тулина. В конечном итоге пришли к выводу, что пятен на этом солнце, конечно, хватает, но главное — светит оно. И греет. С чем автора и поздравили.

Следующее заседание назначено на 1 марта — это будет обсуждение романа Владимира Контровского, которое по независящим от автора и студийцев обстоятельствам не состоялось 1 февраля.

А.Б.


Сменили тему на ходу

В среду, 1 февраля 2006 года, состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова. Предполагалось, что оно будет посвящено обсуждению романа Владимира Контровского «Крик их будущего (Штампы)», однако намерение это оказалось неисполнимым вследствие неявки (вследствие недоразумения, но в конечном счете по причине уважительной) автора. Пришлось менять план на ходу. В итоге рукопись Контровского решили обсудить на первом мартовском заседании Студии, а это посвятили разговору теоретическому — дискуссии о том, насколько, как, в каких пределах произведение может быть идеологизировано.

Надо сказать, «круглый стол» получился и многоугольным, и — вопреки вообще всякой геометрии — хаотичным. Не потому, что в дискуссию всем участника пришлось вступить без подготовки, с колес. Неожиданно выяснилось, что у каждого свое представление о том, что такое идеология. И даже не потому, что известную популярность среди участников разговора получила простая формула: если талантливо — можно все, а если бездарно — ничего нельзя. Как ни удобен подобный тезис, однако счесть его исчерпывающим при всем желании нельзя. Главное, выяснилось, что у каждого собственные представления о том, что есть идеология. А посему договорились к теме еще вернуться, а до той поры каждый должен определить для себя, что такое авторская идеология, авторская позиция, авторское мировоззрение, авторское мироощущение, наконец, авторская философия. И в чем все эти понятия друг от друга отличаются.

Следующее заседание состоится через две недели — 15 февраля.

А.Б.


Знакомьтесь, Светлана Тулина!

В среду, 25 января, состоялось очередной заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова — в силу климатических причин народу собралось не слишком много, всего двадцать один человек. В их числе оказались и двое, так сказать, соискателей — Анастасия Купцова (по рекомендации Елены Первушиной) и Олег Новиков (по рекомендации Василия Владимирского). Рукописи оба представили, члены Экспертного совета их теперь читают, а пока, до вынесения окончательного решения, оба новичка в соответствии с уставом Студии будут пребывать на заседаниях в статусе гостей.

Похвастаться студийцам на этот раз оказалось, увы, нечем — только у Златы Бондаренко был за минувшие две недели опубликован иронический очерк в сугубо дамском еженедельнике «Совершенно интимно».

А потом началось обсуждение рассказов (или, по авторскому определению, сказок) Светланы Тулиной. История с ней приключилась любопытная. Появилась Светлана в Студии уже года два назад, однако счастливо избегла причитающейся всем новичкам показательной экзекуции, поскольку повести ее оказались для такой процедуры и велики, и недостаточно совершенны для серьезного обсуждения. В итоге для начала (на первом заседании текущего сезона) студийцы познакомились с ее творчеством в другой ипостаси — в амплуа художницы. Очень интересный, надо сказать, получился в тот раз вечер… И вот, наконец, дошла очередь и до рассказов. Мнения, как всегда, резко разошлись (за исключением одного — художница в ткани текста проступает явственно), но потраченного времени отнюдь не жаль.

А.Б.


Прозаики пишут не только прозу

В среду 11 января состоялось первое в этом году заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, на которое собрались двадцать шесть человек, не считая, разумеется, самих соруководителей. Поскольку празднично-каникулярное настроение еще не выветрилось окончательно, этот вечер был задуман полурабочим — слушание без разборов, анализов и обсуждений.

Как водится, начали с пятиминутки хвастовства. У Игоря Соловьева за отчетный срок были опубликованы два рассказа в коллективном сборнике, у Татьяны Томах — повесть в альманахе «Молодой Петербург», а у Юлии Черновой, редкой загородной гостьи, числящейся, так сказать в резерве Студии, в издательстве «АСТ» вышел роман «Главная роль». Поздравили и порадовались.

Хотя Студия — это собрание в первую очередь прозаиков-беллетристов, однако многие подвизаются и на иных литературных нивах, занимаясь научно-художественной литературой, критикой, переводами, поэзией… В конце концов, писатель — тот кто пишет, а что именно — вопрос второй и личное дело каждого. (Исключение, как известно, составляют только доносы — область внелитературная, а посему даже выдающиеся успехи на этом поприще права на членство в Студии не дают…) Поэзии и был посвящен вечер.

Выяснилось, что стихи пишет почти половина присутствующих — выступила в аккурат чертова дюжина человек (чтобы никому не обидно было, перечислим в алфавитном порядке): Андрей Антонов, Роман Белов, Светлана Богданова, Злата Бондаренко, Владимир Контровский, Анна Курц, Анна Овчинникова, Андрей Прусаков, Сергей Рублев, Вячеслав Рогожин, Татьяна Томах, Владислав Трушников, Светлана Тулина… Стихи разные, друг на друга похожие не больше, нежели сами студийцы. Но слушали с интересом всех.

Ну а затем заседание плавно перетекло во вторую, неформальную часть — традиционный новогодний аукцион книг с автографами (действом виртуозно дирижировал Михаил Ахманов) и легкий фуршет, которыми не дирижировал никто, поскольку порядок дивным образом сохранялся сам собой.

А.Б.


Обсудили повесть Андрея Прусакова

На очередном заседании Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, состоявшемся 21 декабря 2005 года, обсуждалась рукопись фантастической повести Андрея Прусакова «Печать ворона».

Дискуссия, надо сказать, получилась довольно бурная. Одним на дух не понравилось, причем некоторые студийцы даже утверждали, будто весь текст состоит исключительно из несовершенства, а чтобы придумать, о чем сказать доброе слово, нужно иметь недоступно богатую фантазию. Другие возражали: мол, несовершенства и недоработки, само собой, имеются (а где взять совершенное, лишенное недостатков и ляпов произведение?), но и достоинства столь же несомненны.

Уже сам факт подобного расхождения во мнениях со всей очевидностью свидетельствует: говорить есть о чем, причем говорить много, интересно и горячо. Итоговый вердикт гласил: Андрей Прусаков несомненно сделал очередной — и немаленький! — шаг. Пока еще повесть не получилась, но из той основы, что была отдана на всеобщее растерзание, хорошая повесть получиться может. И, будем надеяться, получится…

А.Б.


В студии — новичок

30 ноября 2005 года состоялось третье заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова. Правда, не обошлось без накладок: г-н Васильев (новичок, чьи рассказы должны были обсуждаться согласно плану) по так и оставшимся невыясненными причинам не явился. Зато нежданно-негаданно явилась узнавшая о существовании Студии благодаря Интернету г-жа Налётова. И попала с корабля на бал: ее рукописи не стали передавать, как заведено, на чтение кому-нибудь из членов экспертного совета, а немедленно обсудили.

Означенные рукописи представляли собой два единственных пока фантастических рассказа начинающей авторессы — «Пересечь реку» и «Песочница». (Первый из этих рассказов занял одно из призовых мест на конкурсе и принят к опубликованию журналом «Юный техник».)

А.Б.


Обсудили рассказы Татьяны Томах

16 ноября состоялось второе в сезоне 2005–2006 годов заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова.

Как обычно, первые занятия каждого сезона начинаются с обсуждения рассказов, принесенных новичками: во-первых, за время летних каникул неизменно набирается несколько человек, желающих приобщиться к числу студийцев, и обсудить их необходимо, чтобы все знали, кто с каким уровнем мастерства пришел; во вторых, на чтение рукописей повестей и романов, вышедших из-под пера ветеранов Студии, необходимо ощутимое время.

В этот раз обсуждались рассказы Татьяны Томах «В тридевятом царстве, в тридесятом времени» и «Как боги». Поскольку все заседания Студии проходят, как говорится, при закрытых дверях и высказанные по ходу дискуссии мнения являются «тайной совещательной комнаты», о дальнейшем тактично умолчим.

А.Б.