Get Adobe Flash player

Хроника работы студии в сезоне 2003 — 2004 гг.

День смеха с днем рождения

14 апреля очередное заседание Студии фантастики Андрея Балабухи было праздничным. Во-первых, студийцы поздравили с днем рождения руководителя студии. Во-вторых, график заседаний не позволил отпраздновать Всемирный День Смеха вовремя, а посему 1-е апреля было «перенесено» на две недели.

В вечере короткого юмористического рассказа приняли участие семеро студийцев:

Андрей Антонов («Надпись на стене»),

Светлана Васильева («Ванька Жуков XXI века»),

Юрий Гаврюченков («Робот», «Болгарский след»),

Олег Клим («Будь посему, или Зачем нужны коммуналки»),

Наталья Левчук («Дебош на собачьей площадке»),

Андрей Прусаков («Письмо начинающего писателя к издателю» (стихотворная пародия, уже не первая в творчестве автора!)),

Игорь Соловьев («Стерильная правда», «Свежий взгляд на жизнь»).

Несмотря на то, что все авторы проявили старание, и абсолютное большинство миниатюр были благосклонно приняты собравшимися, первоапрельской теме полностью соответствовал только один из рассказов — «Надпись на стене». При подведении итогов Андрей Балабуха выразил общее мнение: тематические задания и конкурсы чрезвычайно полезны, они необходимы и в будущем.

Коротким обсуждением рассказов, в котором принял участие почетный гость Студии Лев Куклин, программа не ограничилась. Собравшимся были представлены новички — Татьяна и Артем Голенищевы (их произведения будут рассмотрены на одном из ближайших заседаний).

Тимофей Малашин


Обсуждены две повести Екатерины Мурашовой

24 марта. Литературная студия Балабухи-Смирнова. Что греха таить: обращение к элементам фантастики писателей, считающих себя реалистами, — не такая уж редкость. Вот и Екатерина Мурашова. То ли сказывается многолетнее участие в работе студии фантастики, то ли жизнь у нас такова, что остается надеяться лишь на чудо, но герои повестей «Класс коррекции» и «Одно чудо на всю жизнь» попадают в ситуации, далеко выходящие за рамки обыденной жизни…

Судя по выступлениям собравшихся, больше понравился «Класс коррекции»: об этой повести говорили больше и охотнее. Правда, многие отмечали, что пропиши автор фантастическую часть более подробно, произведение только бы выиграло.

Светлана Васильева


«Неудавшийся контакт»

10 марта. ЦСЛиК. Официальная часть заседания студии фантастики Балабухи-Смирнова началась с представления двоих новичков, однако не они стали героями сегодняшнего вечера. Эта роль досталась Андрею Прусакову, студийцу со стажем, который прочитал свой рассказ «Неудавшийся контакт».

И само выступление, и последовавшее за ним обсуждение прошло оживленно, чему способствовало по крайней мере два обстоятельства: во-первых, само произведение (автор не поскупился на юмор); во-вторых, предвкушение грядущей неофициальной части вечера, что… ни в коей мере не помешало заметить как недостатки, так и явный прогресс в нелегком труде выше названного героя.

И только после этого наконец заработала долгожданная машина времени, и для собравшихся вновь наступил день 8 марта…

Светлана Васильева


Знакомились с Владимиром Контровским

25 февраля в ЦСЛиК состоялось девятое в этом сезоне заседание литературной студии фантастики Балабухи-Смирнова. По уже сложившейся традиции знакомиться с новичками оно было посвящено Владимиру Контровскому.

В двух словах поведав о себе, неофит (бывший моряк торгового флота, автор 150 песен) прочитал два своих рассказа — очень разных и по настроению, и по жанру, и по впечатлению, произведенному на собравшихся. Первый, «Имя на борту», слушателей развеселил, второй, «Храм» — не на шутку озадачил.

Выступали очень многие, говорили много и с удовольствием, но можно не сомневаться: и те, что смолчали, равнодушными не остались. К радости выступавшего, резюмировавшего в ответном слове: «Счастлив, что сей камень произвел столько кругов на воде…»

А редкие по своей полярности мнения слушателей запросто примеряет следующий тезис: автор, несмотря на неопытность, без сомнения, перспективен, а вот дальше, как говорится, что бог даст…

Светлана Васильева


Обсужден роман Анны Овчинниковой

12 февраля в помещении Центра Современной Литературы и Книги собиралась творческая студия Андрея Балабухи и Леонида Смирнова.

Студийцы с большим толком обсудили свежеиспеченный роман Анны Овчинниковой «Друг и лейтенант Робин Гуда». Обсуждение прошло горячо, в атмосфере весьма позитивных мнений и довольно глубоких критических замечаний. Как оказалось, новоявленные приключения легендарного английского героя, выпущенные издательством «Крылов», никого не оставили равнодушными. Однако справедливости ради кворум все же умудрился отметить банальность и вторичность предложенной к рассмотрению истории, но вместе с тем чрезвычайно высоко оценил стиль и манеру написания Анны Овчинниковой, её способности и умение складывать причудливые слова в грамотное подобие некоего литературного сочинения.

Под занавес Андрей Балабуха и Леонид Смирнов от имени почтенного собрания пожелали автору искренних успехов и понадеялись на то, что в новых произведениях Анны Овчинниковой будут учтены все недочеты и ошибки созданного опуса. В конце концов, мы все только ученики, главное не растерять само желание учиться и двигаться дальше…

Андрей Антонов


Обсуждены рассказы Златы Бондаренко

28 января в ЦСЛиК состоялось очередное заседание Студии фантастики Андрея Балабухи. Темой стало традиционное заслушивание новичка. Герой дня — Злата Бондаренко, представившая на суд Студии три рассказа: «Муж», «Случай из трудовых будней торгового агента» и «Необычная вечеринка на профессорской даче».

Как правило, обсуждение в подобных случаях начинается с выявленных и бросающихся в глаза недостатков. Однако на сей раз сразу несколько участников дискуссии сходу заявили, что рассказы, написанные в жанре современной сказки, произвели самое благоприятное впечатление.

Безусловно, о недостатках также было сказано немало. Это и режущий слух «канцелярский язык», и некоторые логические нестыковки. Все эти погрешности происходят из отсутствия опыта, который обязательно должен появиться со временем. Тем не менее, у большинства собравшихся сюжеты рассказов Златы Бондаренко вызвали живой интерес.

Тимофей Малашин


Что можно считать Настоящей Литературой?

14 января 2004 года состоялось первое в нынешнем году заседание Студии фантастики Андрея Балабухи. Оно было посвящено теоретическому вопросу, который давно волнует и писателей, и критиков: что можно считать Настоящей Литературой? Ведь ни для кого не секрет, что такие литературные направления, как фэнтези, фантастика, детектив, женский роман многие относят к «низким жанрам» или даже к «литературному гетто».

Член Студии Екатерина Мурашова, выступившая с докладом, попыталась обозначить несколько критериев, отличающих Настоящую Литературу от «ненастоящей». По ее мнению, литературное произведение обязано содержать некую авторскую идею, послание к читателю. Кроме того, язык должен служить не только средством, но, прежде всего, целью автора. Третий важный критерий: настоящее литературное произведение обязательно посвящено отношениям между людьми.

 Как считает докладчик, «низкие» и «высокие» жанры идут из глубокой старины: и в средневековье существовали как шекспировские пьесы, так и площадная комедия арлекинов и коломбин. И «низкие», и «высокие» направления можно считать Настоящей Литературой, если они удовлетворяют перечисленным критериям. Доклад вызвал дискуссию. В частности, по мнению ряда членов Студии, критерии отличия Настоящей Литературы от литературных подделок могут быть лишь субъективными.

При подведении итогов было отмечено, что теоретические занятия, безусловно, необходимы, а их долгое отсутствие в планах Студии было некоторым упущением. Предполагается, что в ближайшее время они будут продолжены.

Тимофей Малашин


Знакомство с новичком

24 декабря в ЦСЛиК состоялось очередное, последнее в уходящем году заседание Студии фантастики Андрея Балабухи. Оно было посвящено обсуждению рассказов нового участника студии Олега Клима. Согласно традиции, все новички проходят подобное тестирование.

По мнению выступавших, представленные произведения — рассказ-притча и юмористический рассказ — представляют некоторый интерес, однако автору предстоит избавиться от использования литературных штампов и намного тщательнее подходить к работе с текстом. Тем не менее, возможности для творческого роста у Олега есть.

Вторая, неофициальная часть заседания — проводы уходящего года. «Пусть все дурное, что случилось в 2003 году, в нем и останется, а все хорошее перейдет в год наступающий». С этим пожеланием, прозвучавшим за праздничным столом, нельзя было не согласиться.

Тимофей Малашин


Обсужден новый роман Елены Ворон

Очередное заседание Студии фантастики Андрея Балабухи, состоявшееся 10 декабря, было посвящено обсуждению нового романа Елены Ворон «Телохранители (часть вторая). Тео Вальдес».

Нужно отметить, что произведения, не относящиеся к фантастике, обсуждаются на студии достаточно редко. Тем интереснее стал для участников дискуссии опыт Елены Ворон, представившей в очередной раз детективный роман с весьма сложным и многоплановым сюжетом.

По мнению абсолютного большинства выступавших, роман, безусловно, увлекателен, а герои не оставляют читателя равнодушным. Что же касается некоторых отмеченных недостатков, то большинство из них легко устранимы.

На заседании были решены некоторые организационные вопросы, связанные с функционированием сайта студии в Интернете. Председательствовавший Андрей Балабуха напомнил о ранее объявленном конкурсе рассказа «Будни XXI века», итоги которого будут подведены весной 2004 года. Но работать над конкурсным заданием желающие могут уже сейчас.

Тимофей Малашин


Обсуждены рассказы Павла Гросса

19 ноября в ЦСЛиК состоялось заседание литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова. На заседании присутствовал 21 человек. Собравшимся были представлены новые члены студии — Злата Бондаренко, Олег Клим и Владимир Контровский. Планируется, что в ближайшее время их произведения будут обсуждены на студии.

Основная часть заседания была посвящена обсуждению рассказов Павла Гросса «Нукер», «Новый год» и «Вьетконг». Практически все выступавшие отметили некоторые недоработки в его произведениях, в частности, обилие штампов и несколько вольный подход к историческим событиям. Однако (это, в особенности, касается рассказа «Вьетконг») при дальнейшей работе с ними (например, создании развернутого произведения крупной формы) и в случае устранении фактических неточностей и штампов, данные рассказы могут стать интересными как для читателей, так и для издательств.

Тимофей Малашин


Обсуждены два рассказа Юрия Гаврюченкова

5 ноября случилось очередное заседание «Студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова». На суд почтенной публики были вынесены два рассказа Юрия Гаврюченкова: «Оберег» и «За стеклом». Оба произведения по прочтении, как водится, были подвергнуты строгому анализу студийцев. Выступили почти все присутствующие, но особенно отличился Павел Лаптинов. Его выступление затронуло не только обсуждаемые литературные труды, но и реалии, которые нашли в них свое отражение. И это у студийцев не вызвало и тени сомнения.

Резюмировали вынесенные на суд студии рассказы Леонид Смирнов и Андрей Балабуха. Председательствующие были коротки в речах и лаконичны «в приговоре»…

Павел Гросс


Студия Андрея Балабухи открывает новый сезон

29 октября в ЦСЛиК состоялось первое в новом сезоне заседание студии фантастики под рук. Андрея Балабухи. После традиционного «хвастовства» успехами, достигнутыми в межсезонье (а длилось «хвастовство» почти час) приступили к обсуждению ситуации с создаваемым Интернет-сайтом студии. Разлет мнений — от полного оптимизма до глубокого уныния. Особенно близко к сердцу ситуацию приняли: А. Бельтюков, С. Рублев, М. Ахманов, А. Первушин.

Постепенно дискуссия перешла в стадию обсуждения конкретных предложений, а пессимизм — в оптимизм.

После этого вечер перетек в полуофициальную часть — прослушали новый фельетон Екатерины Мурашевой в авторском исполнении.

Ну а потом началась и неофициальная часть…

Светлана Васильева