Get Adobe Flash player

Хроника работы семинара в сезоне 2004 — 2005 гг.

Семинар обсудил киносценарий

13 декабря 2004 года семинар обсудил киносценарий, написанный Ириной Андронати и Андреем Лазарчуком, — «Монетка».

Прокурором на процессе выступил Святослав Логинов. Он оценил сценарий с двух сторон. Если считать «Монетку» литературным произведением, то сюжетный ход банален. Главное же замечание — произведение совершенно недостоверно.

Если оценивать «Монетку» с киношных позиций, то 90% экранного времени приходится на ничего не значащие кадры. Некоторые необязательные куски, помимо экранного действия, дублируются рассказом героя. Важные же сюжетные узлы не инсценированы совсем. Прокурор отметил также неудачные диалоги в некоторых местах и присутствие совершенно необязательных персонажей. Окончательный вывод: с точки зрения литературы — банально, с точки зрения кино — непрофессионально.

Адвокатом выступил Михаил Успенский. Он рассказал, как в середине 90-х впервые встретился с киношниками на семинаре в Репино и как они поразили его совершенной непохожестью на литераторов.

По мнению адвоката, подзащитные специально упростили сценарий для киношников. Его главные выводы: 1) применять к киносценарию литературные критерии бессмысленно; 2) для печати сценарий не предназначался изначально.

Таким образом, если прокурор хоть отчасти признал «Монетку» литературным произведением, то адвокат отказал ей в этом полностью.

Первым в обсуждении выступил Андрей Измайлов. Он сказал, что правы оба. В кино все зависит от режиссера. Если бы авторы сами были режиссерами фильма, это был бы недурственный рабочий материал.

Михаил Петров заявил, что в произведении полностью отсутствует логика и мотивы поведения персонажей, а также драматическая составляющая — нет конфликта между главными героями.

Елена Первушина отметила, что читала рассказ «Монетка» лет десять назад, и за это время ничего качественно нового в материале не появилось.

Сергей Бережной сказал, что сравнивать сценарий с исходным рассказом — занятие праздное. Конфликт же есть: человека с самим собой (в пассивном и активном состоянии). Но для освещения конфликта в диалогах очень много лишней информации. После чего выступающий углубился в дебри кинопроизводства.

БНС вернул его на рельсы литературы.

Александр Мазин поведал присутствующим о своих контактах с различными режиссерами, среди которых были совершенно невменяемые, с точки зрения литератора, люди. Он согласился, что в тексте нет ни конфликта, ни достоверности, но предположил, что в голове режиссера все это живет, а значит и в фильме будет.

Авторы некоторое время пытались объяснить, как им работалось с режиссером и почему они сняли из титров фильма свои фамилии.

Вячеслав Рыбаков объявил сценарий нелитературным произведением и предложил прекратить обсуждение, поскольку в сценариях присутствующие не профессионалы.

Андрей Измайлов тут же вставил, что сценарии не есть искусство, а исключительно ремесло.

БНС в очередной раз напомнил, что осуждается текст, а не кинофильм, и сделал вывод, что сценарий хорошего литературного произведения как правило получается более слабым, чем исходный текст.

В прениях также выступили Сергей Битюцкий (Ростов-на-Дону), Павел Шумилов и др.

С традиционной 13-балльной оценке методом тайного голосования «Монетка» была оценена так:

Действительные члены — 4, 25;

Участники — 4, 16.

В заключение гость семинара Сергей Битюцкий показал 5-минутный спектакль в двух частях «Цена».

Кроме М. Успенского и С. Битюцкого, в гостях у семинара побывали Ника Батхен (Москва) и член клуба «Что. Где. Когда» Елена Кисленкова.

На следующем заседании 10 января будет обсуждена повесть-буриме, которую пишут некоторые члены семинара.

Ник. Романецкий