Get Adobe Flash player

Хроника КМЛ

Идет заседание Клуба

Идет заседание Клуба

Снова «Принцип Чехова»

20 февраля состоялось заседание Клуба молодых литераторов под руководством Дмитрия Каралиса, на котором были рассмотрены некоторые организационные вопросы, в том числе выпуск прозаического сборника клуба, редактура которого завершена.

Обсуждались домашние этюды — диалоги, выстроенные с учетом «Принципа Чехова», о котором рассказывалось на предыдущем занятии. После перерыва рассматривалась типичная классификация героев художественного произведения с примерами из отечественной и мировой литературы.

Соб. информ.

 

 

 

 

 

 


Заседание клуба

Заседание клуба

Концовки и «Принцип Чехова»

6 февраля состоялось заседание Клуба молодых литераторов под руководством Дмитрия Каралиса, на котором члены Клуба по кругу прочитали заранее написанные концовки литературных произведений. Смысл этого задания вытекал из известного писательского приема: иногда, чтобы понять, в чем главная мысль произведения, пишут концовку.

Затем был рассмотрен «Принцип Чехова», который писатель изложил в письме к брату: «Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев. Надо писать, чтобы читатель без пояснений авторов, из хода рассказа, из разговоров действующих лиц, из их поступков понял, в чем дело».(Письмо к Ал. П. Чехову от 10 мая 1886 г.)

Этот казалось бы несложный постулат классика развил в своей книге «О прозе» Б. Эйхенбаум: «Чехов до предела сжимал авторский текст, доводя его иногда до значения сценических ремарок. Его персонажи говорят иногда очень много, он сам — очень мало. Тема и положение раскрываются у него обычно не автором, а самими действующими (часто именно не действующими, а только разговаривающими) лицами. Автор как бы отходит в сторону…

 Это как будто легкое смещение традиции имело на самом деле значение переворота и оказало сильнейшее влияние не только на русскую, но и на мировую литературу. Освободившись от авторского вмешательства, люди стали разговорчивее и откровеннее, а читатель получил возможность подойти к ним ближе и понять их глубже. Вот тут-то и обнаружилось значение мелочей и пустяков: они получили новый и иногда сложный лирический смысл»

Соб. информ.