Get Adobe Flash player

Литературные мероприятия в январе 2007 года

31 января состоялся очередной вечер короткого рассказа в студии А. Балабухи и Л. Смирнова


Татьянин вечер

29 января секция научно-художественной и фантастической литературы Союза писателей Санкт-Петербурга вспоминала двух Татьян, ушедших от нас в минувшем году.

«Татьянин вечер» был посвящен Татьяне Науменко и Татьяне Грековой.

Михаил Ахманов рассказал о том, как он познакомился с Татьянами. Для многих присутствующих стала неожиданной новость, что Татьяна Науменко — родная сестра лидера группы «Зоопарк» Майка Науменко.

После Ахманова воспоминаниями о Татьянах делились представители издательств, для которых работали героини вечера, а также их знакомые и друзья.

Ник. Романецкий


«У старого патефона»

26 января в Центре современной литературы состоялся вечер из цикла «У старого патефона» — «Джазмен из ГУЛАГа», посвящённый Эдди Рознеру. Вадим Борисов-Введенский, бессменный ведущий вечеров «У старого патефона», как всегда, не ограничился одним звуковым сопровождением — на вечере состоялся показ фильма об Эдди Рознере, талантливом музыканте, человеке нелёгкой судьбы.

Яркой иллюстрацией к повествованию послужили музыкальные записи «на рёбрах», на рентгеновских снимках — явление, свойственное тому периоду российской культуры, когда «ничего не было», но, при желании, можно было найти всё. Правда, иногда с большим риском оказаться на великих стройках ГУЛАГа.

Атмосфера вечера была несколько торжественна, это соответствовало драматическому духу повествования. В полной тишине люди разных поколений слушали жизнерадостный джаз, и противоречие между тяжёлыми словами и лёгкой музыкой придавало происходящему особый смысловой накал.

Судя по тёплым отзывам гостей, а так же по успеху, которым пользовались афиши вечера, он удался вполне: многие захотели сохранить на память листок бумаги с портретом Эдди Рознера, джазмена из ГУЛАГа.

Наталия Егорова


Творческий вечер Елены Дунаевской

24 января в Центре современной литературы и книги прошел творческий вечер поэта и переводчика Елены Дунаевской.

Как сказано в ее автобиографии к сетевому альманаху «Опушка», стихи Дунаевская пишет с пяти лет, и первые публикации появились в конце 60-х гг. Она печаталась в «Неве», «Звезде», «Всемирном слове» и других изданиях, в 1994г. выпустила книгу стихов «Письмо в пустоту». С 80-х гг. публиковалась в эмигрантской периодике: «Континент», «Новый журнал», «Новое русское слово». Переводила стихи Р.Киплинга, Дж.Китса, У.Б.Йейтса, Э.Спенсера, П.Б.Шелли и других. Одна из победителей в конкурсе художественного перевода, организованного ИОО («Фонд Сороса»), в 1998г. за роман У.Бойда «Браззавиль Бич». На вечере, помимо оригинальных стихов, Елена читала свои переводы из английской классической поэзии. Ее комментарии и рассказы о Спенсере, Йейтсе, Китсе воспринимались как отдельный особый жанр, бесконечно увлекательный.

Т.А.


«Две стороны»: Рахман Кусимов и Любовь Лебедева

23 января в ЦСЛиК прошел очередной вечер из серии «2 стороны».

О вечере, авторах и вопросах рассказывает журналист Сергей Фаттахов.

«Мало радости быть заплатой на отрепье дурных времён…»

Рахман Кусимов

«Только сахарной клюквой, где жгучая сила в ядре,

мы раскрасим и парусом выгнем тугие тетради…»

Любовь Лебедева

Это действительно были две стороны — два абсолютно разных (до антагонизма) автора. Оба молоды. Оба, безусловно, талантливы. Оба уже «засветились» в поэтических кругах.

Но на этом сходство заканчивается. Две противоположности. Разные люди. Разный ритм жизни.

Любовь — эмоциональная, экспрессивная, если не сказать пафосная. Резкие, рубленые, хлёсткие стихи. Дитя нашего времени.

Рахман — романтичный, лиричный. Мыслитель. «вдумчивый наблюдатель и аналитик, а не стонущий «перечисленец»(с), ведущий вечный диалог с самим собой. Человек из другого мира.

Все мы читали этих авторов с листа. Все слушали «вживую». Что ни говорите, оба автора волновались. Можно ли раз от раза исполнять неоднократно читаные и отскакивающие от зубов стихи одинаково сильно, эмоционально — как тогда, когда они были совсем свежие, ещё тёплые от вложенной в них частицы души? Мне кажется, во второй части выступления Любовь поймала кураж. В первой части она всё же больше актёрствовала, но вторая часть — цикл «Потемки» — удалась, это местами уже походило на мантру. Сильный завораживающий голос. Это нужно слушать. Вспоминаю «Петербургские мосты-2005». Из десяти участников-чтецов в «Манхэттене» кто мне тогда больше всех не понравился? Казанская (Настя, прости-и-и!) и Лебедева. Молодо, пафосно, агрессивно. Сейчас всё изменилось. «Появилось настоящее» как написала Татьяна Алферова. Пафос сменяет выдержанность. После «город орджоникидзе. 22 июля…» я стал читать Любовь. Что бы ни говорил товарищ lj user=”immorality” , а мне этот стих нравится.

Однако есть ещё такая вещь, которую все называют по-разному, и которую я назвал для себя цельность. Цельность стиха — когда нет ничего лишнего, когда все образы и мысли незаметно связаны в единое законченное нечто. Когда стихи запоминаются сами собой, вертятся в голове, всплывая из памяти, когда из одной строки как будто вытекает следующая, и эта следующая строка может быть только такой и не иной. Увлечение формой, погоня за яркими образами иногда вредит этой цельности. Имхо, стихи должны быть просты для восприятия и даже немного «попсоваты», мысли прозрачны, и настоящий талант — ощущать тонкую грань простоты и попсы с одной стороны и простоты и нагромождённой вычурности с другой. Рахман, конечно, читает хуже, однако с текстами ситуация противоположна. Он чувствует эту грань. Он строит стих (не тупо логически конструирует, не нужно передёргивать), а именно выстраивает. И стих становится цельным.

Теперь немного о заданных авторам вопросах.

Об идеальном жюри: нет, такого не бывает. Рахман высказал разумную мысль отделить мух от котлет, судить отдельно авторов, пишущих в классической манере и в современной модной.

О неизвестных молодых дарованиях: любое такое дарование найдёт возможность заявить о себе, если оно (дарование) этого действительно хочет.

О телевизионном проекте, в котором за поэтов читают актёры: оба за. Любовь подчеркнула, что воспримет любую интерпретацию своих стихов. Надо проверить!

Зачем уже заявившим о себе поэтам участвовать и быть лауреатами конкурсов типа «Поэтому»?: «У победивших в глазах не читалась уверенность в победе, не было выражения превосходства и самодовольства на лицах» (Любовь).

Любимые поэты: Бродский — у Рахмана, и неБродский — у Любови, так скажем.

Однако обоим «в Кузьминках смешно почему-то». «И это уже хорошо!»(с)

Вот, собственно, и всё.


Презентация альбома Насти Козловой «Цель ина»

19 января в Центре современной литературы и книги прошла презентация альбома Насти Козловой «Цель ина», подготовленного к 100-летию Л.И.Брежнева.

Валентин Бобрецов так охарактеризовал творчество Козловой: «Три источника и три составных части стилистики Насти Козловой-художника: русский и малороссийский лубок, графика Жана Гранвилля и советский плакат 50-х г.г. на тему «Как себя вести в зоне ядерного поражения». Все-таки придется раскрыть карты и уточнить, что Настя Козлова — псевдоним Валентина Бобрецова. Но Козловой повезло чуть больше: 3 тома из серии «Капризы», подборки в антологии «Всемирная эпиграмма» и «Стихи в Петербурге. 21 век», персональные выставки в музее Ахматовой и Зуме. У самого Бобрецова всего две книги «Сизифов грех» и «2-я рапсодия».

Во втором отделении вечера Валентин читал «свои собственные» стихи, а первое посвятил альбому и творчеству Насти. На вечере была устроена «передвижная выставка» Козловой, где экспонировались работы, не вошедшие в альбом.

Т.А.


17 января Литературная студия под руководством Андрея Балабухи и Леонида Смирнова провела вечер короткого рассказа.


Фантасты поздравили лауреатов года

15 января в рамках заседания секции научно-художественной и фантастической литературы состоялся традиционный вечер лауреатов минувшего года.

Собравшиеся в Белом зале чествовали:

— Андрея Балабуху (Беляевская премия за книгу «Когда врут учебники истории»);

— Александра Етоева (приз «Алиса» за лучшее фантастического произведение для детей и подростков 2005 года);

— Андрея Измайлова (премия санкт-петербургского детективного клуба «Гранд-опера» по совокупности заслуг);

— Сергея Романовского (Беляевская премия за книгу «Протащенная наука»);

— Вячеслава Рыбакова (премия «Исламский прорыв» за роман Хольма ван Зайчика «Дело непогашенной луны»).

Вечер закончился дружеским фуршетом.

Ник. Романецкий


А. Житинский представил К. Смелого

12 января в ЦСЛиК прошел очередной вечер из цикла «Представляю».

В качестве мэтра — Александр Николаевич Житинский (в данном случае слово — мэтр — можно с легким сердцем написать без кавычек). Одна из его книг, еще 1982 года издания, у меня, увы, в плачевном состоянии, несмотря на твердый переплет. Хотя отдавала почитать друзьям только по совсем уж горячим просьбам. И хранится она не в книжном шкафу, а на открытой полке, откуда доставать легче. Писать о прозе Житинского, с ее нечеловеческой легкостью и ловкостью — дело заведомо провальное. Потому перейду к автору, которого Александр Николаевич представлял как издатель, в том числе.

Константин Смелый сочиняет рассказы с десяти лет, также пишет песни (призер конкурса авторской песни, который проводила группа «Зимовье зверей»). Выпустил маленьким тиражом две книги, только что «Геликон Плюс» издал сборник рассказов и повестей Смелого «Не люби меня осторожно» с послесловием Житинского. В настоящий момент учится и временно проживает в Швеции. Константин читал рассказ, не вошедший в книгу, специально написанный для этого вечера, буквально за день до него. Редкая внятность изложения, сочетание едкого юмора и трагической развязки, динамичный сюжет — что еще надо для того, чтобы рассказ получился интересным и увлекательным. Житинский прочел отрывок из нового романа. Чтобы не раскрывать тайн и не лишать читателя предстоящего удовольствия, скажу лишь, что действие романа частично развивается в Живом Журнале, и пользователи его узнают нечто настолько неожиданное, что…

Т.А.


Творческий вечер Виталия Дмитриева

9 января состоялся первый в 2007 году творческий вечер. Вечер был посвящен выходу в свет книги замечательного поэта Виталия Дмитриева — участника группы «Московское время», который тем ни менее живет в Санкт-Петербурге и пишет о Петербурге. Стихи его, то прозрачные, простые и певучие, то, полные гражданского бесстрашия и, как может показаться некоторым, не лишенные пафоса. Автор побаловал многочисленных слушателей исполнением нескольких собственных песен под гитару. Настроение, не смотря на дождь, было вполне зимнее, рождественское. Хочется пожелать Виталию Дмитриеву побольше новых чудных книг, а нашему Центру в этом году побольше вечеров всяких, и среди них — литературно-музыкальных, потому так, что греха таить, многие наши питерские поэты замечательно исполняют свои произведения под собственную музыку, а многие питерские музыканты пишут стихи. Так почему бы и нет?!

Лана Нова


Семинар Бориса Стругацкого обсудил новый роман Виктора Точинова