Get Adobe Flash player

Литературные мероприятия в феврале 2006 года

Творческий вечер Тимофея Животовского

28 февраля в Центре современной литературы и книги состоялся творческий вечер известного петербургского поэта Тимофея Животовского.

Надо заметить, что Животовский еще известный всему городу экскурсовод, отец троих детей, личность незаурядная и почти легендарная. Тимофей — один из тех немногих, чьи стихи можно не только читать, но с удовольствием слушать в исполнении автора, не утомляясь к концу вечера. Поэт удивил присутствующих разнообразием поэтических форм. Ода, поэма, былина, рондо, сонет, и пр., чем только ни потчевал слушателей автор. Его муза путешествует во времени так же свободно, как и в пространстве. Вместе с ней мы запросто можем оказаться в Древней Элладе, современной Германии и даже в обществе А.С.Пушкина и А.Блока. Она не чуждается политики, полна искрометного юмора, легкокрыла и умна. А Тимофей с ней неизменно галантен.

Среди слушателей присутствовал Вячеслав Абрамович Лейкин. Он, как и прочие, не уставал удивляться многогранности таланта одного из любимых своих учеников, которого «взращивал» с 13 лет. Слушатели никак не хотели расходиться. Чтение было закончено в 21.30 из-за необходимости закрыть помещение. Желаем Тимофею Животовскому необычайных творческих успехов, таких же великолепных литературных вечеров, а главное, выхода в свет сборника его произведений, которому, мы уверены, будут рады все петербуржские читатели.

Светлана Щелкунова


«Год Петуха» Владимира Шпакова

Год Петуха уже давно кончился, но «Год петуха» только что появился на свет. Потому что именно так называется новая книга Владимира Шпакова, которую автор представил 26 февраля Года Собаки в Центре современной литературы и книги.

Сказав несколько слов о замысле книги, Владимир предоставил слово главному редактору издательства «Алетейя» Игорю Савкину, который призвал присутствующих писателей выйти на «перекресток культур». По его убеждению, таковым является литературное приложение к журналу «Крещатик». В рамках этого проекта издана книга Владимира Шпакова.

Прежде, чем внять призыву издателя, писатели еще поговорили о прозе Шпакова, причем, как сказал Александр Мелихов, наша сегодняшняя жизнь такова, что, если даже писатель придерживается строго реалистического направления, его все равно уличат в гротеске. Но, похоже, Владимира Шпакова это не испугало, по крайней мере, он прочел отрывок из новой вещи, которую назвал своего рода «романом воспитания». Борис Аверин, Владимир Рекшан и другие выступавшие пожелали Владимиру новых творческих успехов.

Далее все перешли в фуршетный зал, где было говорено много добрых слов и произнесено достаточно тостов. Кажется, на один день «перекресток культур» переместился на Васильевский остров в Центр современной литературы и книги.

Н.П.


ЛИТО под рук. Вячеслава Лейкина

22 февраля состоялось очередное собрание ЛИТО В.А.Лейкина. Присутствовало 25 человек..

Не смотря на, или вопреки надвигающемуся военно-патриотическому празднику, настроение у собравшихся было мирное и лиричное. Порадовало, что в ряды убеленных уже кое-где сединами лейкинцев вливается небесталанная молодежь. Так, в этот раз появилось четыре новичка. Можно даже говорить о преемственности поколений. Вячеслав Лейкин с успехом «взращивает уже второе поколение поэтов Пугачей». Юная поэтесса Римма Пугач приходит на занятия вместе с отцом Вадимом Пугачем. Ее чудесные, прозрачные, не лишенные юмора стихи вселяют надежды на то, что новое поколение не всегда «выбирает пепси»!

Приятно, когда возвращаются «старые лейкинцы», которые отучившись, нарожав и воспитав различное количество детей, опять начинают писать стихи, и опять хорошие, как сделала это, изумив собравшихся и самого Лейкина, одна из первых его учениц Сусанна. Особенно отличились прочитавшие новые стихи Нина Савушкина и Тимофей Животовский. Можно также считать удачным выступление представителей немногочисленной «подсекции» прозы.

Светлана Щелкунова


Писательский десант в лицей

22 февраля 2006 г. группа петербургских писателей «десантировалась» в лицей № 590. Еще в начале января Дмитрий Григорьев, Дмитрий Каралис, Валентина Лелина, Наталия Перевезенцева и Николай Прокудин передали свои книги в лицей. Старшеклассники прочли их и пригласили писателей для «разговора». В диалог вступили учителя, школьные библиотекари, методисты РОНО. Возникла необходимость — собраться всем вместе и поговорить о том, какие книги читают и хотели бы прочесть петербургские школьники, какие литературные герои им интересны, чего ждет школа от современных писателей. В свою очередь, каждый писатель хотел бы увидеть и услышать своих реальных читателей и понять, насколько востребовано его творчество. Кажется, разговор получился. К самым маленьким пришел замечательный детский поэт Сергей Махотин, вышеперечисленные писатели встретились с ребятами постарше, а «круглый стол», посвященный проблемам внеклассного чтения блистательно провели критик Владимир Соболь и учителя лицея № 590. Продолжение следует — на это надеются и писатели, и читатели.

Н.П.


Современное состояние критики фантастической и научно-художественной литературы

20 февраля 2006 года в рамках секции фантастической и научно-художественной литературы состоялся круглый стол, посвященный современному состоянию критики в той части литературы, что наиболее интересна присутствующим.

С «Затравочным» докладом выступил Михаил Ахманов. Он разделил публикуемые в настоящее время критические материалы на три группы:

— рецензии;

— проплаченные статьи;

— аналитическая критика.

Рецензии, в свою очередь, были поделены на:

— те, которые пишут профессиональные критики-рецензенты;

— разовые рецензии, создаваемые непрофессионалами;

— материалы, представляющие собой сведение счетов между писателями.

Был представлен анализ критический материалов журнала «Если» за 1997-2000 годы. До последних лет докладчик не добрался.

Выступивший следом Святослав Логинов объявил, что критики сейчас вообще не стало. В основном все сводится с хвалебным статьям при полном отсутствии анализа. Профессиональные литературоведы предпочитают писать о мертвых.

Писателям возражали Аркадий Рух, Вячеслав Гончаров и Василий Владимирский. В основном, их возражения сводились к тому, что в настоящее время литературная критика в ее классическом виде никому не нужна (Аркадий Рух). Говорилось также о непрофессионализме литераторов, пытающихся анализировать критику (Вас. Владимирский)

С выступлением Михаила Ахманова можно ознакомиться здесь.

Ник. Романецкий


«Луна русской поэзии»

19 февраля в ЦСЛиК состоялось очередное заседание Пенсил-клуба. Темой собрания была «Луна русской поэзии», приуроченная ко дню рождения Нины Савушкиной (и луна, и тема). Размер луны — онегинская строфа.

Пенсил-клуб родился в 1996 году, когда еще мало кто из нас помышлял о Союзе писателей. И начиналось-то с пародии на вступление в Союз: сочинили двух претендентов, написали им стихи и биографии, среди оппонентов, помню, был Омар Хайям. От той компании осталось менее половины «постоянно действующих» членов, и сегодня Пенсил-клуб не имеет четко очерченного состава, ограничивается собравшимися за столом в данный момент. Но, как и прежде назначается тема, правда, без присуждения переходящего «Большого Гюстава». Как прежде ведется «Книга жалоб и предложений», куда вчера поступила жалоба от В. Лейкина: «Что ты тихая, как ужас, светотень моих очей». После обязательной программы иногда доходит дело до произвольной, если изложение темы не затягивается часа на полтора.

Вчера основных докладчиков оказалось восемь, и некоторые несознательные написали по три строфы, вместо одной, не смотря на что, были выслушаны благосклонно. Выступили: Б. Григорин, В.Капустина, Т.Алферова, В.Пугач, В.Лейкин, Б.Чечельницкий, В.Хованов, Н.Перевезенцева. Не выступали трое, за что и не будут названы. В качестве основного доклада прилагаю материалы того же Лейкина. Итак, «Луна русской поэзии»:

— Куда? Уж эти мне поэты!

Очередное суаре?

Глушить лафиты и моэты

Не утомились в январе?

— Как пенисто взбухают строки! —

Спешим. У Савушкиной сроки

В десятых числах февраля;

И снова Бахус у руля.

И обрати вниманье, кстати, —

Она беспечна и юна,

Как эта праздная луна

На этом грузном небоскате.

И мы чем дальше, тем верней

Сомнамбулируем за ней.

Т.А.


«Свободная стихия» Аллы Сельяновой

17 февраля 2006 года в ЦСЛиК состоялся творческий вечер Аллы Сельяновой, посвященный выходу в свет ее новой книги «Свободная стихия».

Вступительное слово произнесла поэт Оксана Лихачева. Она рассказала о новой книге Аллы, отметив, в частности, что в «Свободной стихии» присутствует то, что отличает классическую русскую литературу: психологичность и художественность.

Александр Мелихов в своем выступлении сказал, что такую книгу могла написать только настоящая русская женщина

Дмитрий Кузнецов отметил, что существует литература, которая, кроме всего прочего, точно передает дух времени, упомянув Булгакова и Платонова, и объявил, что ему было бы интересно взглянуть на нашу эпоху глазами Аллы Сельяновой.

К слову сказать, книга должна была увидеть свет еще в 1991 году в «Советском писателе», но развал страны отложил выход «Свободной стихии» почти на 15 лет.

В своем втором выступлении Оксана Лихачева объяснила, почему в выходных данных нет имени художника. Оказывается, проиллюстрировала книгу сама Алла.

Выступили также Сергей Арно, Владимир Соболь и др. присутствующие на вечере гости. Затем автор прочла отрывок из рассказа «Алевтина». Завершился вечер дружеским фуршетом.

Ник. Романецкий


«Сламона» Анны Овчинниковой

В среду, 15 февраля 2006 года, состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, посвященное обсуждению фантастического романа Анны Овчинниковой «Сламона». Студийцы собрались в числе двадцати человек; на правах гостей присутствовали двое кандидатов в члены студии (чьи рукописи пока читаются) и писательница Алла Львовна Сельянова.

Предваряющая заседание традиционная «пятиминутка хвастовства» уложилась на этот раз минуты в три. Поздравили с приемом в члены студии (по рекомендации Елены Воронько) Анастасию Купцову. Новые романы выпустили Николай Романецкий и Виктория Дьякова. Очередные статьи и рецензии опубликовал Аркадий Рух.

Затем перешли основному делу — обсуждению романа. Активно выступали Злата Бондаренко, Елена Воронько, Анна Гурова, Павел Марушкин, Анатолий Орлов, Сергей Рублев, Светлана Тулина. В конечном итоге пришли к выводу, что пятен на этом солнце, конечно, хватает, но главное — светит оно. И греет. С чем автора и поздравили.

Следующее заседание назначено на 1 марта — это будет обсуждение романа Владимира Контровского, которое по независящим от автора и студийцев обстоятельствам не состоялось 1 февраля.

А.Б.


Вечер из цикла «Две стороны»

14 февраля, в самый что ни на есть Валентинов день, в ЦСЛиК прошел очередной вечер из серии «Две стороны».

Ася Анистратенко — автор недавно изданной поэтической книги «Приближение к теме» и Надежда Каменева — руководитель и основатель юношеской литературной студии «Питер Пэн». Анистратенко широко известна в «сетевой» поэзии, Каменева тяготеет к «официальной» поэзии, посещает ЛитО Галины Гампер и ЛитО Кушнера. В первом отделении традиционно читали стихи, во втором Надежда исполнила еще и собственные песни. День влюбленных провоцировал вопросы о любви, и авторам пришлось отвечать, является ли любовь самым мощным стимулом для творчества и насколько сегодня востребована любовная лирика. Но они блестяще справились с темой, и даже ухитрились поговорить о том, о чем сами хотели.

Народу мне, как всегда, не хватало, видимо, он был занят проведением народного праздника.

Т.А.


13 февраля 2006 года члены Семинара под рук. Бориса Стругацкого обсудили рассказ Святослава Логинова «Толкование сновидений».


«По небу полуночи ангел летел…»

«По небу полуночи ангел летел…» — с 10.02.06. это не только строчка стихотворения Михаила Лермонтова, но и название новой книги Евгения Лукина.

Автор обозначил свое произведение, как «петербургская поэма», но, кажется, оно ближе по жанру к памфлету, пусть даже «петербургскому». События, так или иначе связанные с 300-летием Петербурга, завязываются в тугие «достоевские» узлы, щедро приправленные современной иронией. До боли узнаваемые персонажи — сенаторша-блондинка, ее гламурная дочь, некто Сам… стоит ли перечислять… Пока что не могу ответить на вопрос: а если персонажи были бы не столь узнаваемы — как это сказалось бы на восприятии книги? Впрочем, жанр памфлета предполагает некую сиюминутность, о которой я в данном случае жалею. Язык Лукина великолепен, точен, культурные бакены-ориентиры расставлены точно по фарватеру. И, когда забудутся прототипы героев книги, возможно (подчеркиваю — возможно), возникнет некая другая реальность, приближенная к вечности, так сказать. Этого и хотелось бы пожелать Евгению Лукину.

А презентация новой книги с успехом прошла 10.02.06 в Центре современной литературы и книги.

Н.П.


Презентация сразу двух книг

8 февраля 2006 г. в Центре современной литературы и книги состоялась презентация сразу двух поэтических книг. Тамара Буковская представила книгу под названием «ЫХ», а Валерий Мишин — «АнтрАкт». Таинственное «ых» объясняется в первом же тексте книги Буковской:

Отпадая от мира живых,

к миру мертвых еще не пристав,

я земной повторяю устав

с вхлипом, выхрипом —

ы–ы–ы–ы–х!

Впрочем, творчество Тамары Буковской, какие бы «ых» не мелькали в стихах, все равно вписывается в рамки классической поэзии, и, слава богу! Как сказано у самой Тамары:

будь хоть умником хоть идиотом

а высоких небес сентября

в облаках со сквозным перелетом

ты не вытравишь из себя

Валерий Мишин остается художником и в поэзии, его тексты часто напоминают зарисовки, наброски, всегда черно-белые, и подтверждающие истину: «Если человек талантлив — он талантлив во всем». Правда, лично мне ближе творчество художника Мишина.

А презентация, несмотря на мороз, удалась!

Н.П.


«Пять лет в деревне»

6 февраля 2006 года в ЦСЛиК в рамках секции Союза писателей СПб состоялся творческий вечер Святослава Логинова.

Писатель пять последних лет с весны по осень проживает в одной из деревень Новгородской области. Свои наблюдения над жителями деревни он использовал при написании романа «Дорогой широкой».

О том, что Святослав — великолепный рассказчик, присутствующие знали давно, но на этот раз он превзошел сам себя. Жители деревни предстали перед аудиторий как живые: и «сексуальный маньяк», и Мишка-»космонавт», и «новая русская» Лариса, и все-все-все…

В заключение автор прочел поэму «Огуречный венок», в которой описывается технология выращивания огурцов и возникающие при этом эмоции. Поэма была встречена аплодисментами.

Ник. Романецкий


Пресс-конференция в ЦСЛиК

6 февраля в ЦСЛиК прошла пресс-конференция, посвященная выходу в свет специального выпуска журнала «Северное обозрение», посвященного подготовке, проведению и перспективам дальнейшего развития гуманитарной акции «Литературный десант писателей Санкт-Петербурга» в Ленинградскую область.

В 2005 г. за 10 дней писатели Санкт-Петербурга — Илья Штемлер, Валерий Попов, Дмитрий Каралис, Андрей Кивинов, Николай Прокудин, Валерий Воскобойников и другие известные литераторы посетили 10 районов Ленобласти, выступили в более чем 40 школах и библиотеках региона, безвозмездно передали библиотекам более 1000 книг из фонда Центра и 500 книг писателей Петербурга с дарственными надписями.

Участники десанта обсудили планы проведения «Литературного десанта-2006» и перспективы распространения акции на школы и библиотеки Санкт-Петербурга.

Т.А.


Вечер из цикла «Две стороны»

3 февраля 2006 года в ЦСЛиК, не смотря на лютый мороз, прошел — и с большим успехом — вечер из цикла «Две стороны».

В программе были заявлены поэт Валентин Бобрецов и поэтесса-художница Настя Казлова, лауреат премии им. Веревки и Сковороды (Украина) и Во-Видала (Североатлантический союз литераторов). Для пущей торжественности стол украшали высокохудожественные фотопортреты обоих авторов. Но Настя запаздывала, и пришлось начать без нее. Бобрецов, кроме своих замечательных стихов, читал еще «Бобриную книгу», иллюстрированную Казловой. Поскольку дама не появилась и ко второму отделению, с дамами иногда случается такое (еще и не такое случается с дамами), Валентину пришлось отдуваться за двоих и самому читать Настины тексты, из которых слушатели узнали, что «Свинья свинье товарищ», «Волк волку человек», «Четвероногий друг лучше двуногих двух», «Непросто с йогуртом справиться йогу ртом» и много прочего, не менее поучительного.

Правда, картинки Казловой присутствовали, включая три тома «Капризов», и составили довольно большую передвижную выставку. На вопросы Бобрецов также отвечал за двоих, вплоть до самых интимных вопросов — как же ему с Настей живется. Подробно изложил Настину биографию, раскрыл тему ее диссертации «Борода, как явление идеологической атрибутики в СССР», в свое время произведшую фурор на философском факультете Псковского государственного Имени 21 внеочередного съезда университете.

Для истории действо запечатлел фотограф Владимир Меклер.

Т.А.


Сменили тему на ходу

В среду, 1 февраля 2006 года, состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова. Предполагалось, что оно будет посвящено обсуждению романа Владимира Контровского «Крик их будущего (Штампы)», однако намерение это оказалось неисполнимым вследствие неявки (вследствие недоразумения, но в конечном счете по причине уважительной) автора. Пришлось менять план на ходу. В итоге рукопись Контровского решили обсудить на первом мартовском заседании Студии, а это посвятили разговору теоретическому — дискуссии о том, насколько, как, в каких пределах произведение может быть идеологизировано.

Надо сказать, «круглый стол» получился и многоугольным, и — вопреки вообще всякой геометрии — хаотичным. Не потому, что в дискуссию всем участника пришлось вступить без подготовки, с колес. Неожиданно выяснилось, что у каждого свое представление о том, что такое идеология. И даже не потому, что известную популярность среди участников разговора получила простая формула: если талантливо — можно все, а если бездарно — ничего нельзя. Как ни удобен подобный тезис, однако счесть его исчерпывающим при всем желании нельзя. Главное, выяснилось, что у каждого собственные представления о том, что есть идеология. А посему договорились к теме еще вернуться, а до той поры каждый должен определить для себя, что такое авторская идеология, авторская позиция, авторское мировоззрение, авторское мироощущение, наконец, авторская философия. И в чем все эти понятия друг от друга отличаются.

Следующее заседание состоится через две недели — 15 февраля.

А.Б.