Get Adobe Flash player

Литературные мероприятия в феврале 2002 года

Студия Андрея Балабухи

27 февраля состоялось девятое в этом сезоне заседание студии фантастики Андрея Балабухи. Пять из восьми предыдущих были посвящены знакомству с творчеством новичков (их за последнее время пришло ни много ни мало — шесть человек), и вот только сегодня наконец очередь дошла до более опытных студийцев.

Впрочем, представивший на суд товарищей три своих новых рассказа Сергей Рублев не оправдал ожиданий собравшихся. Все они — а особенно те, кто уже не первый год знаком с произведениями данного автора — были здорово разочарованы. Ни рассказ-анекдот под названием «Еще одна», ни более серьезные «1 сентября» и «Чет и нечет» не дотянули до уровня святочного рассказа, прочитанного Сергеем здесь же полтора месяца назад, и замечания, высказанные в адрес писателя, являлись полностью обоснованными. Правда, говоря о недостатках названных произведений, многие из членов студии не сомневались, что Рублев еще не раз порадует своих читателей новыми интересными работами.

Светлана Васильева


В обстановке, приближенной к боевой

22 февраля, в канун Дня защитника Отечества, заседание секции прозы Союза писателей Санкт-Петербурга выдалось на редкость малочисленным. Оказалось, что грипп не делает никаких различий между работниками топора и работниками пера, а писатели — тоже люди. Поэтому для творцов, не успевших еще стать пациентами, представляемая на секции книга оказалась весьма актуальной. Книга о частностях жизни нашей суетной и больной страны в условиях неотложной терапии — роман-анекдот Михаила Дайнеки «Пасынки Гиппократа». Маркетинговый тираж книги был выпущен издательством «Геликон Плюс», причем в отличие от журнальной публикации в «Неве», роман, в котором присутствует и ненормативная лексика, впервые опубликован в канонической авторской редакции без цензурных ограничений.

Книгу представил писатель и критик Владимир Соболь. Он с большим теплом отзывался о «крамольном романе», щедро замешанном на профессиональном фольклоре работников скорой помощи, на умопомрачительных байках из жизни лекарей и пациентов.

Затем несколько слов о том, как писалась книга, сказал автор. В выступлении он привел многочисленные выдержки из писем читателей. Мнения читатели высказывали самые противоречивые, в том числе и такое: «… Я не понимаю, как может быть интересен роман, состоящий из одних недостатков. А он чертовски интересен!»…

После авторской речи, в связи с малочисленностью собравшихся, по предложению А. Измайлова был создан весьма привлекательный прецедент. Обсуждение книги было сразу же перенесено в банкетный зал с накрытыми для дружеского фуршета столами. Там, в кругу коллег, друзей и даже приглашенных на вечер живых героев романа, вечер продолжился. Михаил Дайнека прочел несколько новых рассказов, вызвав бурную реакцию собравшихся. Присутствующие поздравляли автора романа о метафизике человеческого бытия с выходом книги и желали новых творческих успехов.


Менделеев истории

12 февраля состоялся творческий вечер писателя-историка Феликса Лурье, представившего почтенной публике свои последние книги: «Российская история и культура. Синхронистические таблицы», «Российская и мировая история в таблицах» и «Санкт-Петербург. История и культура в таблицах. 1703-1917».

За попытку изобразить в форме синхронистических таблиц исторические и культурные события различных эпох, выявить возбуждающие причины случившегося Феликса Лурье шутливо называют «Менделеевым истории».

Попытки Лурье оказались весьма успешными — три его книги, пользующиеся огромным спросом, тому подтверждение.

Сейчас Феликс Моисеевич готовит в издательстве «Золотой век» грандиозный альбом, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга.


11 февраля в ЦСЛиК состоялось очередное заседание Семинара Бориса Стругацкого


Рифмы на марше

5 февраля в Центре современной литературы состоялся очередной семинар городского университета поэзии под руководством А.С.Кушнера.

На занятии обсуждались стихи Василия Русакова. Оппонентами выступили Борис Григорин и Александр Танков — и оба отнеслись к делу весьма основательно, подробно разобрав представленную подборку.

Оно и понятно: стихи Русакова требуют внимательного подхода и серьезного разговора. Написанные умело, вполне профессионально, наполненные глубокими культурными аллюзиями и литературными реминисценциями, они читаются с большим интересом. Однако, загруженность текстов некоторым набором общих культурологических мест, зачастую нивелирует собственную поэтическую интонацию автора, и то — конкретное, единичное, индивидуальное, что и является предметом рассмотрения лирики, и что дает поэту возможность и способность говорить своим голосом, растворяется в описаниях вещей, в общем-то, хорошо всем известных.

Сказанное не умаляет достоинства многих стихов В.Русакова, в которых он преодолевает свое увлечение культурологическими построениями, и обращает внимание непосредственно на «тяжесть и нежность» жизни, бурлящей вокруг. Тогда и появляется в его стихах та естественная, живая, слегка элегическая интонация, которая делает эти стихи интересными и достойными сопереживания.

Как сказал в заключение А.С.Кушнер, — поэт может писать о чем угодно, но всегда это должно быть нечто конкретное, а не умозрительное, нечто такое, что мы можем, благодаря поэту, увидеть по-новому, а то и впервые… (цитируется не дословно).

Александр Фролов