Get Adobe Flash player

Литературные мероприятия в сентябре 2006 года

Новый сезон в студии А. Балабухи и Л. Смирнова

27 сентября состоялось открытие очередного сезона Литературной Студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова.

Если не считать непривычного для глаза — затянутого защитной сеткой — здания Центра литературы на набережной Макарова, то все прошло, как обычно. Похвастались достигнутым за лето, пошутили, поговорили о предстоящей работе… Между прочим, студийцы получили от руководителей некое задание — какое именно, пока распространяться не будем. На чем, собственно, официальная часть и закончилась, перейдя в неофициальную, о которой умолчим здесь и тем более.

Светлана Васильева


«Две стороны»: Олег Левитан и Вадим Пугач

26 сентября в ЦСЛиК серия «Две стороны» открылась творческим вечером Олега Левитана и Вадима Пугача.

На этот раз я пригласила маститых авторов не в виде исключения — нет ничего хуже застывшего формата.

Левитан автор двух поэтических книг «Возвращение» и «Взгляд», его стихи публиковались в альманахе «День поэзии», журналах «Нева», «Юность» и другой литературной периодике. Стихи пишет — страшно сказать — лет сорок. Читает свои стихи замечательно, по-моему, более подкупающей авторской манеры чтения в городе не существует.

Пугач также автор двух книг («Шаги командора» и «Летальный аппарат»), также печатался в журналах и альманахах, в том числе за рубежом. Пишет стихи лет тридцать. Притом оба, не сговариваясь, признали, что выступают один-два раза в год и чаще не хотят, поскольку не успевают за такой период написать достаточное количество новых стихов. Поразительная требовательность к себе, но согласиться с ними не могу, на вечерах бывает разная публика, вчера, например, многие слушали Левитана впервые. Я сама настолько увлеклась, что отменила половину вопросов, чтобы побольше послушать. За два часа чтения с семиминутным перекуром никто не устал, не проявлял нетерпения, как то бывает к завершению. Если бы каждый раз так!

Т.А.


«Круглый стол» любительских театров

21 сентября в ЦСЛиК за «Круглым столом» заседали режиссеры любительских театров Ленинградской области для обсуждения проекта «Невские театральные встречи».

Для расширения творческих возможностей любительских театров Ленинградской области создается проект взаимных обменных спектаклей между народными театрами Ленинградской области. Учредители проекта: Комитет по культуре Ленинградской области, Государственный областной Театр Юного Творчества, Ленинградский областной учебно-методический центр, Союз писателей России.

За Круглым столом обсудили финансовую сторону проекта на паритетных началах с Ленинградским областным ТЮЗом и юридическим лицом: Домами культуры Ленинградской области, где работают народные театры. Составлен график обменных спектаклей между народными театрами. В акцию встречи народных театров включается участие драматургов и актеров профессиональных театров. На встрече присутствовало 20 руководителей народных театров Ленобласти, Рытов С. А. — художественный руководитель областного ТЮЗа, Брун Е. И. — заведующая театрального отдела Лен. областного учебно-методического центра. Для творческого разговора был приглашен Платунов А. В., постоянный член жюри областных фестивалей, кандидат искусствоведения, доцент Академии театрального искусства, директор Мюзик-холла. От Союза Писателей России присутствовала Разумовская Л. Н., по пьесам которой было поставлено несколько спектаклей в народных театрах Ленобласти.

Проект будет утвержден председателем Комитета по культуре Ленобласти Богушем В. Б. и главным бухгалтером Комитета по культуре Боговой Н. М.

Т.А.


Вячеслав Лейкин представляет Вячеслава Хованова

19 сентября в ЦСЛиК прошел второй вечер из серии «Представляю»: Вячеслав Лейкин представлял Вячеслава Хованова. Хованов посещал литобъединение Лейкина еще школьником. Лейкинские ученики — это отдельная тема, но позволю себе отвлечься. Среди них Полина Барскова, Всеволод Зельченко, Тимофей Животовский, Нина Савушкина, Вадим Пугач и многие еще известные, или не слишком, но, как правило, талантливые поэты. Они все очень разные, отличительным же и объединяющим свойством служит легкость (не легковесность) в обращении со словом, слух у лейкинцев особенный, улавливающий не второй-третий, а десятый смысловой план.

Понятие «лейкинская школа» бытует в обиходе не одно десятилетие, помнится, знакомая поэтесса с некоторой досадой спрашивала: — Витаминами, что ли какими специальными он их (учеников) кормит?

Хованов, как всякий лейкинец, стоит особняком, пишет он стихи романтические, и когда Лейкин заявил, что в Хованове в первую очередь может отметить брутальность, я удивилась. Но с другой стороны, писать романтические стихи в 15 лет не станет лишь ленивый, а взрослый сложившийся поэт — романтические стихи, да еще хорошие, право, тут пригодится и мужественность и брутальность. Цитировать ничего не буду, кто захочет, найдет в сети. Цитировать Лейкина дело совсем неблагодарное, он растащен на цитаты. Лейкин, по счастливому выражению Михаила Яснова, поэт барочный, потому с ходу, со слуха воспринимается лишь часть, отсюда и растаскивание цитат — легче усвоить.

Парадокс: Лейкин настолько блестящий поэт, его техника так виртуозна, что иными не воспринимается, требует внимательного и неторопливого взгляда, на слух не успеваешь отследить, когда фарс оборачивается трагедией, или пафос подменяется иронией. Слушать Лейкина большое удовольствие, и надеюсь, меня сложно обвинить в пристрастности, я ведь не из лейкинских учеников.

Т.А.


Первый вечер из серии «Представляю»

Новый сезон в Центре современной литературы и книги на Васильевском открылся 12 сентября новой серией вечеров «Представляю». Евгений Мякишев представлял Всеволода Гуревича. Сначала немного о самом проекте (название «Державин и Пушкин» не прошло, помешало обилие вторых и третьих смыслов), рассчитанном не только на поэтов. Вынуждена признать, что последнее время в ЦСЛиК, когда речь заходит о творческом вечере, прозаиков просят не беспокоиться, надо что-то делать с дискриминацией по расположенности сочинителей к тому или другому жанру. Надеюсь, что эта серия изменит положение — и тут же себе противоречу, отведя первый вечер поэтам. Вечера выглядят так: ведущая (т.е. я, Татьяна Алферова) приглашает «мэтра», а уж он сам выбирает, кого будет представлять. В первом отделении читает «представляемый», после «мэтр» — дабы убедить слушателей, что имеет право представлять. Перед чтением я прошу «мэтра» объяснить свой выбор и кратко (!) охарактеризовать творчество протеже. На мое решение не влияет членство в том или ином Союзе Писателей, количество публикаций и официальная популярность, так что претензии исключительно ко мне, выбор субъективен.

Вернемся к поэтам. Евгений Мякишев вместо представления зачел собственное предисловие к книге стихов Всеволода Гуревича «Заложники времени», предисловие в стихотворной форме, не сказать, чтоб чрезмерно комплиментарное, но образное и энергичное:

«Мой друг — он добр? Скорее жив

В других мирах, но рядом, здесь —

Подслеповат, пронырлив, лжив.

Но он мой друг — какой он есть. (…)

В строю, невидимом для глаз,

В стране незримой и пустой,

Идем вдвоем — как в первый раз,

Как в первый раз, в последний бой.

Гуревич из книги читал мало, в основном новые стихи, которые мне больше понравились, скажем, зарождением строгости — я не о суровом содержании, о внимании к форме. Хочется процитировать Всеволода, особенно теперь, когда отпуск позади, и все уселись за компьютеры:

Уйдемте в море, там — не здесь,

Оно беспечней втрое!

Не правда ль, лучше рыб кормить,

Чем земляных червей?

На каждый день — бумаги десть

Изводишь без простоя,

А там — морская плоть штормит

И горизонт — ничей!

Т.А.