Get Adobe Flash player

Литературные мероприятия в марте 2006 года

Вечер из цикла «Две стороны»

28 марта в ЦСЛиК в «Двух сторонах» выступали Оксана Лихачева и Татьяна Мнева. Я задумывала эту серию вечеров как представление авторов разных поэтических «направлений», принадлежащих к разным же компаниям. В этот раз авторы оказались настолько разными, что я даже поначалу растерялась. Но после перерыва-перекура освоилась (вместе с остальными слушателями), получила колоссальное удовольствие и решила, что такой контраст может пойти на пользу. Ибо достоинства одной манеры на фоне принципиально иной, с противоположными достоинствами, воспринимаются особенно остро. Оксана — участник семинара Кушнера и соруководитель ЛИТО Гампер, автор 2 поэтических книг. Татьяна в свое время посещала ЛИТО Лейкина и ЛИТО Сосноры, автор 4 книг. Галина Гампер и Вячеслав Лейкин в зале присутствовали и, к моему удовольствию, с интересом слушали не только «своих». Как обычно, после чтения последовали вопросы, темой послужила «независимость поэта». Независимость от ближайшего окружения, от читателя, от официальных структур и союзов и, наконец, от себя самого. Зал не стал задавать собственные вопросы, а предпочел поучаствовать в ответе на последний вопрос.

Т.А.


Семинар по современной литературе

27 марта 2006 г. в Центре современной литературы и книги Владимир Собольи критик провел очередной семинар по современной литературе для учителей, библиотекарей и старшеклассников Красносельского района. Но, видимо, слух о наших семинарах начал распространяться по городу, т. к. среди присутствующих были замечены и представители других районов. По окончании семинара разошлись не сразу — директор лицея 590 Алексей Каменский посоветовался с коллегами и представителями Центра о том, как учредить новую премию для писателей и поэтов, чьи книги необходимо рекомендовать школьникам для внеклассного чтения. Тут же родилось рабочее название «Добрая лира», завязалась дискуссия — не о том, быть ли премии, с этим все понятно, а — какой ей быть? Ценной информацией о литературных приоритетах наших школьников поделилась президент Санкт-Петербургской Школьной библиотечной ассоциации Ольга Старовойтова, о положении дел в издательстве «Просвещение» рассказал представитель издательства. Учителя и библиотекари тоже не молчали. Кажется, в стенах Центра современной литературы и книги в очередной раз затевается хорошее и нужное нашему городу дело.

Н.П.


Вечер из серии «Две стороны»

22 марта в ЦСЛиК прошел очередной вечер из серии «Две стороны» с участием Дмитрия Легезы и Бориса Чечельницкого. Ведущая Татьяна Алферова.

Взгляд «со стороны зрителей» от Владимира Борискина:

Еще раз убедился: жив, курилка!

Это я так многогранно обо всех впечатлениях сегодняшнего вечера: и поэзия еще не вмерла, и поэты еще курят, и водка не перестала горчить…

В общем, посетил я замечательное действо под названием «Вечер поэзии Бориса Чечельницкого и Дмитрия Легезы», проходившем в ЦСЛиК, где в очередной раз подтвердилось: не перевелись еще на Руси богатыри, вооруженные копьем слова и булавой рифмы, а также и то, что слух о преждевременной кончине современной поэзии несколько преувеличен…

Просто сидело несколько десятков разновозрастных интеллигентствующих мужчин и женщин и в самом центре города нагло и неприкрыто получали удовольствие от того, как двое проанонсированных ведущей автора по очереди отвязанно рифмовали свое представление об окружающем их мире. И пусть, один из них, солировал, а другой скорее аранжировал и расцвечивал, в общем получился замечательный спектакль мысли, чувства и, временами, стеба.

Показательный момент: с творчеством Димы Легезы, я знаком достаточно хорошо, неоднократно и читал его стихи, и слышал выступления, но несколько раз вынужден был утереть скупую мужскую слезу, выжатую ораторским искусством Димы, помноженным на силу рифмованных строчек. Соглашусь с Диминой сентенцией (это уже в ответах на вопросы ведущей) о том, что потенциал роста (по)читателей — заложен в развитии интернет-технологий, но, братцы, никуда не денешься — волшебная сила живого звука, неповторимой авторской интонации, а также коллективного творчества реагирующих на происходящее сотоварищей — никакой виртуальный эффект вам не заменит! В этом я консерватор до глубины своей темной души…

Так что: долой фанеру, поэты — на площадь!!!!!

Спасибо, Дима!

Спасибо, Боря!


День поэзии

Оказывается 21 марта — Международный День поэзии! Поэты Санкт-Петербурга об этом как-то забыли. Поэты — но не читатели. И когда одна из читательниц позвонила Илье Фонякову и напомнила о знаменательном дне, стало ясно — праздновать придется. А праздновать День поэзии можно только одним доступным поэтам способом — чтением новых стихов. Что и произошло 21 марта в Центре современной литературы и книги. Илья Фоняков, Галина Гампер, Александр Танков, Оксана Лихачева, Вероника Капустина, Владимир Шемшученко, Наталия Перевезенцева, Олег Левитан, Элла Фонякова, Алла Сельянова, Василий Русаков и примкнувшие к ним участники семинара молодых поэтов Галины Гампер читали стихи «без чинов», по кругу. Сначала хотели ограничиться «стихами о стихах», т. е. посвященными творчеству, но желание поделиться только что написанным перевесило. Поэтому читали всё и обо всём. Получилось интересно.

А какой же праздник без подарков — и Илья Фоняков передал в дар Центру современной литературы и книги коллекцию (не побоюсь этого слова) всех сборников «День поэзии», как московских, так и ленинградских, начиная аж с 1956 года. Коллекция навеяла воспоминания — многие из присутствующих когда-то печатались в этих сборниках, а кто-то поучаствовал и в их формировании. Легкая ностальгия праздника не испортила, тем более, что продолжился он небольшим фуршетом, где первый тост, конечно, был «За поэзию!».

Н.П.


Творческий вечер Екатерины Некрасовой

20 марта 2006 года в ЦСЛиК состоялся очередной вечер одного из тех авторов, что претендуют на вступление в Союз писателей СПб. На сей раз героиней дня стала Екатерина Некрасова, автор романа «Богиня бед», скандальной повести «Когда воротимся мы в Портленд» и нескольких рассказов.

Катя относится к тому поколению, немногочисленных представителей которого знаменитый Семинар Бориса Стругацкого вырастил в последние годы.

Героиня оказалась слишком скромной, чтобы занять присутствующих рассказом о себе на долгое время. Впрочем, главная причина сталь короткого повествования — молодость и короткая биография.

Тем не менее молодость не помешала Е. Некрасовой вырасти во вполне приличного автора, тем более что талантом ее господь не обидел изначально.

С характеристикой творчества Е. Некрасовой выступили Л. Филиппов, А. Мазин, М. Алферова, Н. Романецкий, А. Рух, А. Балабуха.

Были похвалы, была и критика.

В заключение Екатерина ответила на вопросы присутствующих.

Ник. Романецкий


Вечер Эллы и Ильи Фоняковых

17 марта в ЦСЛиК состоялся совместный творческий вечер Ильи и Эллы Фоняковых. Прекрасная семейная пара известна всем петербургским читателям. На этот раз Илья Фоняков представил новую книгу «Островитяне». Книга объединила собой стихи и мемуары автора. Илья Фоняков приоткрыл присутствующим мир интереснейших воспоминаний. Мы окунулись в атмосферу начала 60-х. Университетские истории, «куртки-москвички», кепки «лондонки»… Слушатели были допущены к семейным историям и реликвиям. Чего стоило только блестящее спонтанное исполнение автором песен и частушек времен 1 мировой войны. Илья Фоняков считает своим долгом донести до младшего поколения все то интересное, яркое, что довелось увидеть в жизни самому или его родителям.

Элла Фонякова представила свои художественные произведения, книги «Блокадная повесть», «Сопредельность», а также стихи. «Блокадная повесть» — книга воспоминаний, основанная на дневниках блокадной девочки, то есть самой Эллы. «Сопредельность» прозаическое произведение, повесть об отношениях России и Латвии, но не на политическом уровне, а на уровне простых человеческих отношений. Элла Фонякова — замечательная переводчица. И свидетельство тому — переведенная и представленная книга польской писательницы «Анна с последнего холма».

Воистину говорят, когда человек талантлив, он талантлив во многом. Многогранность талантов этой семейной пары не знает границ. Замечательно, что в Петербурге есть такие интеллигентные интересные семьи, которые любимы многими. На творческом вечере присутствовали известные поэты и писатели, такие как Лев Мочалов, Галина Гампер, Лев Гаврилов, Олег Левитан, Александр Танков.

Желаем Илье и Элле Фоняковым новых творческих успехов и начинаний, а также здоровья и процветания.

Светлана Щелкунова


Новичок — Анастасия Купцова

В среду, 15 марта 2006 года, состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, на которое собралось пятнадцать человек — точь-в-точь, как на сундук мертвеца.

По ходу традиционной «пятиминутки хвастовства» Игорь Соловьев и Владислав Трушников поделились радостью по поводу публикации своих рассказов в газете «Приколись!» (что же, за них тоже порадовались…). А Леонид Смирнов продемонстрировал двухтомник одного из отцов-основателей студии, критика и литературоведа Анатолия Федоровича Бритикова. Когда бы не бескорыстные труды Леонида Эллиевича — низкий ему за то поклон! — эти книги вряд ли увидели бы свет…

Главным же в повестке дня было представление очередного новичка — Анастасии Купцовой, студентки второго курса географического факультета СПб ГУ, рекомендованной в члены студии Еленой Первушиной и Еленой Воронько. Героиня вечера прочитала три стихотворения и три очень коротких рассказа. И вот что любопытно: собравшиеся с разной степенью энтузиазма пытались проверить эти опусы на зуб, да вот разгрызть ни у кого не получилось. У юной авторессы есть и видение мира, и чувство слова и умение завершить произведение неожиданным внутренним жестом. Конечно, все это — еще только пробы пера. Но нельзя не признать — перо выдрано из отменного гуся, а пробы весьма достойны. А вот как дальше дело пойдет — можно лишь гадать и надеяться… Но пока есть все основания поздравить и Анастасию — с удачным дебютом, и студию — со славным пополнением. Поздравили — и разошлись.

Следующее заседание Литературной студии состоится в среду, 12 апреля 2006 г. Поскольку это День космонавтики, Андрей Балабуха попросил всех присутствующих (отсутствующие будут извещены старостой студии отдельно) написать по короткому рассказу (до 10–12 тысяч знаков) на космическую тему, но с соблюдением условия, которое можно сформулировать примерно так: «Космос, о котором вы еще не читали». Посмотрим, у кого что получится….

А.Б.


Семинар Бориса Стругацкого 13 марта 2006 года — «Белое пятно» С. Бережного и А. Лазарчука


Презентация новой книги Алексея Смирнова

10 марта в ЦСЛиК состоялась презентация новой книги Алексея Смирнова «Центр роста», куда вошли роман и две повести.

Как уверяет издательство «Корпорация Сомбра», выпустившее книгу, автор «давно и плодотворно работает в жанре альтернативной фантастики», что истинная правда. Только за последние два года у Смирнова вышли «Лето никогда», «Избранные произведения» в 2-х томах, сборник «Ядерный Вий», выпущенный в России и во Франции. Алексей Смирнов победитель конкурса АРТ-ЛИТО 2000г. в номинации «Сборники рассказов». Печатался во многих журналах, включая французские и немецкие, его рассказы звучали на радио «Свобода», повести и рассказы переведены на французский язык.

Смирнов широко известен в Сети, входит в редакцию «Сетевой Словесности» и сетевого альманаха «Присутствие». В прошлом врач-невропатолог, Алексей Смирнов часто использует врачебные байки для своих миниатюр в «Живом Журнале», где пишет фактически каждый день, изумляя и радуя поклонников производительностью.

На презентации автор прочел несколько рассказов и миниатюр из серии «Небылицы», резонно найдя, что с романом и повестями, вошедшими в книгу, слушатели могут ознакомиться самостоятельно. После слов «спасибо за внимание», Смирнов вынужден был по просьбам собравшихся продолжить чтение, — редкий случай для вечера прозы.

Т. А.


Творческий вечер Дмитрия Вересова

6 марта 2006 года в ЦСЛиК состоялся традиционный вечер одного из тех авторов, что претендуют на вступление в Союз писателей СПб. На сей раз героем действа был известный читающей публике писатель Дмитрий Вересов.

В самом начале вечера Дмитрий объявил, что главными героями станут Белая горячка, Вересовская версия написания «Тихого Дона» и Роль стихиалий в жизни нашего города.

Тем не менее прежде Дм. Вересов рассказал о своей писательской судьбе. До сорока лет он занимался переводами. Среди переведенных — Эдгар По, Дэшил Хэммет, Пирс Энтони, Грег Бир и другие англоязычные авторы.

Собственное сочинительство Вересов начинал с «Черного ворона». Всего написано 10 книг этого сериала. Кроме того, перу Вересова принадлежат: «Кавказская трилогия»; три книги серии «Анна и ее мужья» и сериал «Путники». За десять лет издана 21 книга.

Далее на сцену вышли заявленные герои. Их присутствие свелось к зачитыванию Дмитрием Вересовым отрывков из своих книг. Белую горячку иллюстрировал «Крик Ворона», Авторство ТД — «Аслан и Людмила», Роль стихиалий — «Белая ночь» (из сериала «Путники»).

Последняя тема вызвала среди присутствующих горячую дискуссию о магических особенностях различных районов Петербурга.

Кроме того, в отдельных выступлениях творчество Вересова охарактеризовали Михаил Ахманов и Андрей Балабуха.

В заключение Дмитрий ответил на вопросы присутствующих.

Ник. Романецкий


Вечер условно-московской поэзии

2 марта в ЦСЛиК прошел вечер условно-московской поэзии: из столицы приехали Виктор Куллэ и Санджар Янышев.

Поэтические чтения, впрочем, начались не в 7 вечера, а несколько раньше, потому что по четвергам в ЦСЛиК традиционно собирается ЛИТО Галины Гампер. Так что чтения петербуржцев плавно перешли в вечер «москвичей».

И Виктора, и Санджара можно считать москвичами весьма условно. Виктор — известный поэт и критик, филолог, исследователь творчества Бродского — органически принадлежит к петербургской «филологической школе» и даже составил антологию этого поэтического направления. Профессор СПбГУ лингвист Людмила Зубова, представляя Виктора публике, упомянула высокое качество «филологической» антологии, а Виктор продемонстрировал ее увесистый томик Что касается Санджара Янышева, то, как и Виктор, он живет в Москве относительно недавно. Один из лидеров «ташкентской школы», автор трех поэтических сборников, Санджар — признанный мастер не только стиха, окрашенного восточным колоритом, но и потрясающей любовной лирики.

Виктор читал торжественно, поначалу даже как-то чуть слишком торжественно, но на третьем примерно стихе тон корректировался, и чтение прошло буквально на ура. На примере этого чтения было особенно интересно наблюдать, как интонация чтения влияет на интонацию «письменную». Виктор прочел и относительно новые тексты, и кое-что из недавно вышедшей книги «Палимпсест». Три новые его книги готовы к печати. Ждем.

Санджар читал одну из своих последних ярчайших удач — «Апологию поэта» (кажется, под новым названием), некоторые стихи из второй книги «Червь» и третьей, недавней книги «Регулярный сад», кое-что еще более новое. Хит «Тебя мне не хватало» сорвал заслуженные аплодисменты, но мало было «колористической» условно-восточной лирики; хотелось бы больше.

На чтении среди зрителей были замечены поэт и куратор Дарья Суховей с дочерью Юлей, поэты Вадим Кейлин, Борис Панкин, Николай Данилин и другие. В целом — вечер удался!

Светлана Бодрунова


«Крик из будущего» В. Контровского

В среду, 1 марта 2006 года, состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, на котором присутствовало девятнадцать человек.

В полном соответствии с планом, вечер был посвящен обсуждению фантастического романа Владимира Контровского «Крик из будущего». Поскольку автор уже выложил текст в сети, можно, в порядке исключения забыв о «тайне совещательной комнаты», сказать несколько слов о ходе обсуждения и самом произведении.

Разумеется, по отдельным пунктам мнения студийцев разделились и порою оказывались даже взаимоисключающими. Так, например, Сергей Рублев посчитал начало романа вялым, а боевую сцену, там разворачивающуюся, неинтересной уже потому, что ясно: с героем на первых страницах ничего фатального случиться не может. В то же время Елена Воронько уверена, что с этой точки зрения начало как раз вполне удачно. Павел Шумилов блестяще проанализировал стратегию и тактику военных действий в романе, доказав их полную несостоятельность. А Светлана Васильева заметила, что боевые сцены вообще-то скучны, но достаточно логичны и потому кажутся приемлемыми. Но суть не в том.

Практически все сошлись в одном. Произведение, названное романом, является в действительности не художественным, а публицистическим; не повествованием, а проповедью. О языке, стиле, образах говорить не приходится, тогда как все идеи (не вдаваясь в их оценку) можно изложить в сравнительно небольшой статье, что автор, кстати, уже сделал. Приходится признать, что романист Контровский безоговорочно проиграл очеркисту и эссеисту Контровскому, автору, может быть, спорному, но всегда интересному. А жаль!

Следующее заседание Литературной студии состоится в среду, 15 марта 2006 года, и будет посвящено знакомству с очередным новичком (простите, но женского рода у этого слова нет!) — Анастасией Купцовой, принятой в студию на прошлом заседании, 15 февраля.

А.Б.