Get Adobe Flash player

Литературные мероприятия в декабре 2001 года

«Открытая книга»

28 декабря в ЦСЛиК состоялся вечер под названием «Открытая книга». Вечер был посвящен подведению итогов литературного года в прозе.

Присутствующие в Белом зале прозаики под водительством Андрея Измайлова и Дмитрия Каралиса обменялись мнениями о положении дел в современной прозе, о перспективных направлениях ее развития, об итогах уходящего года в питерской литературе.

По окончании официальной части был дружно встречен Новый год. Происшествий замечено не было.


Книги детства-2001

24 декабря в Центре современной литературы и книги прозвучал финальный аккорд областного фестиваля детской книги и детского чтения (программа «Книги детства-2001»), организованного совместно Ленинградской областной детской библиотекой и Союзом писателей Санкт-Петербурга при участии ЦСЛиК.

В стенах Центра собрались десятки школьников, прошедших отборочные туры конкурса.

В этот день состоялся финальный тур. Школьники писали рецензии на книги любимых авторов, рисовали к ним иллюстрации. Затем жюри, состоявшее из профессиональных писателей, определило победителей, которые получили награды: книжки, значки, подарки…

В работе фестиваля приняли участие писатели В. Воскобойников, М. Тахистова, Е. Мурашова, С. Махотин, М. Яснов, Д. Каралис.


Юбилей издательства «Геликон Плюс»

21 декабря в ЦСЛиК праздновало свой десятилетний юбилей издательство «Геликон Плюс». К этому же событию была приурочена выставка новинок издательства, открывшаяся там же.

Организатор и вдохновитель «Геликона» писательАлександр Житинскийрассказал о том, как он создавал издательство, как открывал для себя Сеть (а во многих направлениях работы «Геликон» ориентирован на Интернет), познакомил гостей с книгами, выпущенными «Геликоном» в последнее время.

Завершился вечер дружеским фуршетом.


«Многоликое одиночество» Сергея Андреева

19 декабря в Центре современной литературы и книги состоялась презентация новой книги писателя и политика Сергея Андреева «Многоликое одиночество». Книга получила название по циклу коротких рассказов, часть которого в ней опубликована. По признанию Сергея Андреева, короткие рассказы главенствуют в его творчестве, и в свое время он потратил немало сил и бумаги, чтобы научиться их писать. В результате на страницах сборника разворачивается картина современной жизни — узнаваемая, правдивая и далеко не всегда отрадная. Герои Андреева — обычные люди, в них можно найти черты близких и соседей, и это обстоятельство усиливает боль и беспокойство за их будущее, и, значит, за наше собственное будущее.

Во время презентации автор прочел несколько своих произведений. Отзывы гостей (при всей разнице восприятия) были искренними и положительными. Помимо несомненных литературных достоинств изумление вызывал сам факт написания рассказов — этот жанр в наше рыночное время, увы, редок.

Презентация завершилась дружеским фуршетом.

Полина Копылова


Не своим голосом

17 декабря в ЦСЛК в рамках заседания секции фантастической литературы состоялся литературный вечер, названный устроителями «Не своим голосом». Согласно замыслу, участники вечера — писатели Вячеслав Рыбаков, Андрей Балабуха и Лев Куклин должны были выступить с произведениями, созданными в жанрах, нехарактерных и необычных для данных авторов.

Выступали в порядке обратного старшинства, так что первым оказался Вячеслав Рыбаков, прочитавший несколько своих ранних стихотворений и большую полемическую статью «Клеветникам Ордуси», написанную в защиту произведений культового писателя Хольма ван Зайчика. Статья вызвала неоднозначную реакцию — от солидарного смеха до полного неприятия.

Андрей Балабуха повеселил собравшихся эпиграммами — точными, остроумными, но незлыми. Лев Куклин внес свою лепту малой прозой — ироническими размышлениями о живописи. Предваряя их чтение, он посетовал на то, что в наше время писатели совершенно не осведомлены о положении дел в других областях искусства, и выразил надежду, что его искусствоведческие опыты будут способствовать взаимовлиянию литературы и живописи.

В финале присутствующих настоятельно призвали «кричать не своим голосом». Следовательно, есть немалая вероятность того, что подобные вечера превратятся в добрую традицию.

Полина Копылова


Литературная премия имени Юрия Казакова

В 2002 году исполняется 75 лет со дня рождения и 20 лет со дня смерти замечательного прозаика Юрия Павловича Казакова.

Премия его имени была учреждена Благотворительным Резервным фондом и журналом «Новый мир» в 2000 году и присуждается автору, живущему и работающему в России, за рассказ на русском языке, впервые напечатанный в текущем году на территории России.

Жюри 2001 года отобрало из представленных на конкурс произведений шесть кандидатов на премию:

ВИКТОР АСТАФЬЕВ. Пролетный гусь. — «Новый мир», 2001, № 1;

МАРИНА ВИШНЕВЕЦКАЯ. Т. И. Н. (Опыт сада). — «Знамя», 2001, № 12;

НИКОЛАЙ КОНОНОВ. Микеша. — «Знамя», 2001, № 5;

ВЛАДИМИР МАКАНИН. Однодневная война. — «Новый мир», 2001, № 10;

МИХАИЛ ТАРКОВСКИЙ. Замороженное время. — «Наш современник», 2001, № 6;

ЕВГЕНИЙ ШКЛОВСКИЙ. Улица. — «Новый мир», 2001, № 8.

Состав жюри: 

МИХАИЛ БУТОВ, председатель жюри, ответственный секретарь журнала «Новый мир»,

АНДРЕЙ ВОЛОС, прозаик,

АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЕВ, президент АКБ «Национальный Резервный банк», президент Благотворительного Резервного фонда,

ОЛЬГА НОВИКОВА, прозаик, зам. зав. отделом прозы «Нового мира»,

ОЛЬГА СЛАВНИКОВА, прозаик, эссеист.

Координаторы премии: 

АНДРЕЙ ВАСИЛЕВСКИЙ, главный редактор журнала «Новый мир»

ТАТЬЯНА ЧЕРЕДНИЧЕНКО, генеральный директор Благотворительного Резервного фонда .

Сумма премии — 3000$.

Лауреат премии будет торжественно объявлен в начале февраля 2002 года одновременно с вручением редакционных премий журнала «Новый мир».

Информация любезно предоставлена

Академией Русской Современной Словесности


Литературная премия имени Аполлона Григорьева

Литературные критики — действительные члены Академии Русской Современной Словесности (АРС’С) — выдвинули на соискание Литературной премии имени Аполлона Григорьева, учрежденной Росбанком и Академией АРС’С, следующие произведения 2001 года:

1. Борис Акунин. Пелагия и черный монах. М., АСТ, «Астрель», 2001.

2. И. Борисова. Разве бывают такие груши? Рассказы. СПб., «Борей Арт», 2001.

3. Гриша Брускин. Прошедшее время несовершенного вида. М., «Новое литературное обозрение», 2001.

4. Дмитрий Быков. Оправдание. Роман. — «Новый мир», 2001, № 3, 4; М., «Вагриус», 2001.

5. Андрей Волос. Недвижимость. Роман. — «Новый мир», 2001, № 1, 2; М., «Вагриус», 2001.

6. Андрей Дмитриев. Дорога обратно. Повесть. — «Знамя», 2001, № 1.

7. Леонид Зорин. Трезвенник. Роман. — «Знамя», 2001, № 2.

8. Валерий Исхаков. Читатель Чехова. Роман. — «Дружба народов», 2001, № 5.

9. Аркан Карив. Переводчик. Роман — «Дружба народов», 2001, № 6.

10. Михаил Кононов. Голая пионерка. Повесть. — СПб., «Лимбус-пресс», 2001.

11. Владимир Маканин. Однодневная война. Рассказ. — «Новый мир», 2001, № 10.

12. Ирина Машинская. Стихотворения. М., Издательство Елены Пахомовой, 2001.

13. Олег Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней. — «Октябрь», 2001, № 8.

14. Олег Постнов. Страх. — СПб., «Амфора», 2001.

15. Алексей Пурин. Новые стихотворения. Прага-СПб. Изд. URBI 2001

16. Владимир Рецептер. Ностальгия по Японии. Гастрольный роман. — «Знамя», 2001, № 3, 4.

17. Роман Сенчин. Минус. Повесть. — «Знамя», 2001, № 8.

18. Ольга Славникова. Бессмертный. Повесть о настоящем человеке. — «Октябрь», 2001, № 6.

19. Олег Чухонцев. Фифиа. Стихотворения. -»Новый мир», 2001, № 11.

20. Елена Шварц. Non dolet. Стихотворения. — «Знамя», 2001, № 8.

21. Баян Ширянов. Низший пилотаж. М., «Ad Marginem», 2001.

22. Глеб Шульпяков. Щелчок. Книга стихотворений. М., Издательство «Независимой газеты», 2001.

Три лауреата премии имени Аполлона Григорьева будут названы в Татьянин день — 25 января, а лауреат Большой премии, которому предназначены $25000, выделенные Росбанком, будет объявлен на масленицу. Два обладателя Малых премий получат т. н. рабочее место писателя (компьютер, оргтехнику). В жюри этого года входят Игорь Виноградов, Станислав Рассадин, Евгений Сидоров, Карен Степанян, Евгений Шкловский.

Р.S. В прошлый раз Большую премию имени Аполлона Григорьева получила Вера Павлова, Малые премии — Николай Кононов и Алан Черчесов.

P.S.S. Указанные выше произведения, опубликованные в «толстых» литературных журналах, можно прочесть в «Журнальном зале» по адресу http://magazines.russ.ru

Андрей Василевский,

Президент АРС’С


Премии журнала «Новый Мир»

Редакция журнала «Новый Мир» присудила премии по итогам 2001 года:

Андрею Волосу — за роман «Недвижимость» (№ 1, 2);

Владимиру Губайловскому — за цикл стихов «Пытка надеждой» (№ 8) и литературно-критические публикации (№№ 2, 5, 7, 10, 12);

Татьяне Чередниченко — за статью о музыке «Традиция без слов» (№ 7), «В режиме музыкального времени» (№ 8), «Форма и структура в искусстве звука и слова» (№ 10);

Олегу Чухонцеву — за цикл стихотворений «Фифиа» (№ 11).

Специальная премия в связи с 115-летием со дня рождения литературного критика, журналиста ВЯЧЕСЛАВА ПАВЛОВИЧА ПОЛОНСКОГО, возглавлявшего «Новый мир» в 1926 — 1931 годах, присуждена

Ольге Славниковой — за литературно-критические и эссеистические статьи, опубликованные в нашем журнале в 2000 — 2001 годах.

Вручение редакционных премий состоится в начале февраля 2002 года одновременно с вручением премии имени Юрия Казакова за лучший русский рассказ года.

А. В. Василевский,

Главный редактор журнала «Новый мир»


«Книга страшных сказок»

12 декабря в ЦСЛиК состоялось очередное заседание студии Андрея Балабухи, присутствовало на котором 19 человек.

Преамбулой — в рамках традиционной «пятиминутки хвастовства» — послужил беглый обмен мнениями о посещении накануне открытия выставки Леонида Смирнова «Просто фотографии», которая с 11 по 15 декабря проходит в магазине-галерее «Борей». (Замечу в скобках: выставка чрезвычайно интересная и в высшей степени убедительно доказывает разносторонность дарований одного из членов студии…)

Затем недавно пришедшая в студию Анна Гурова, автор повести-фэнтези «Герои меча и магии» (СПб, БХВ-Петербург, 2001), прочитала выдвинутый на обсуждение рассказ «Книга страшных сказок», а также несколько зарисовок из цикла «Всякие девушки (типология)». Любопытное обстоятельство: заурядный, казалось бы, анализ откровенно несовершенных опытов молодой писательницы в малой форме почему-то продлился более двух часов, обернулся довольно-таки жаркой дискуссией и привел к выводу — недостатки недостатками, а вот творческий потенциал Анны Гуровой чрезвычайно высок. Будем надеяться, что в дальнейшем он реализуется сполна…

Светлана Васильева


Выставка Леонида Смирнова

11 декабря в галерее «Борей» открылась выставка фотографий питерского фантаста Леонида Смирнова. Тематически экспозиция сродни той, что была представлена весной нынешнего года у нас в Центре современной литературы и книги. Пейзажные зарисовки: деревья, вода, заснеженные травы… Любовь автора к природе Карельского перешейка видна невооруженным глазом. И хотя сам автор назвал представленные фотографии «отбросами производства», думается, он не прав. Талантливый человек талантлив во всем, и фотоэкспозиция лишь подтвердила верность этого известного правила.

Ник. Романецкий


10 декабря в ЦСЛиК состоялось очередное заседание Семинара Бориса Стругацкого


Новые книги молодых поэтов

6 декабря в Центре современной литературы и книги прошла презентация-дуэт, на которой любителям поэзии были представлены книги двух молодых авторов — Веры Гастман и Павла Выжлецова. Сборники «Пятнадцать капель стихов» и «Уроки забвенья» были изданы в серии «Кастальский ключ», уже получившей известность среди чиатателей.

Торжественную часть открыл писатель Сергей Арно. Потом слово взял автор предисловия к сборнику Павла Выжлецова, поэт Валерий Черешня. Не найдя, что добавить к уже написанному им, он просто озвучил свое предисловие. Предисловие к книге Веры Гастман, написанное Владимиром Гандельсманом, так же было зачитано. В качестве выступления оба поэта подготовили устный дайджест из своих книг, выбрав наиболее интересные стихи. Их произведения инициировали несколько выступлений — по поводу стихов высказались Игорь Смольников, Илья Фоняков, другие гости.

По окончании торжественной части вечера последовал недолгий дружеский фуршет, где мастера слова и благодарные слушатели высказали молодым коллегам свои пожелания, замечания и рекомендации

Полина Копылова


«Одинокий пермяк»

Наш друг Евгений Любин, председатель Клуба русских писателей в Нью-Йорке, прислал свои воспоминания о Викторе Петровиче Астафьеве.


Вечер критики

3 декабря в Центре современной литературы и книги прошло очередное заседание научно-художественной и фантастической литературы. На этот раз предметом обсуждения стала литературная критика в области фантастики. Обзорным сообщением на эту тему открыл заседание Василий Владимирский. Посетовав на отсутствие писателя Святослава Логинова, по чьей инициативе члены секции и обратились к данному вопросу, В. Владимирский кратко обрисовал существующее положение в современной «фантастической» критике, как внушающее оптимизм — основание для этого ему дают посвященные фантастике страницы, существующие в «книжных» журналах, и специализированные издания.

Ему возразил писатель Михаил Ахманов, отметивший, что в литературной критике наметилось своеобразное «местничество» — в частности, журнал «Если» печатает рецензии преимущественно на московских авторов. Андрей балабуха отметил, что критика в целом делается по одному шаблону, и в силу этого перестает быть интересной. Досталось критикам и за излишнее самовыражение, «суженное поле зрения» и недостаточно глубокий анализ. От частных недостатков перешли к проблемам общего характера и вечному вопросу: откуда берутся критики и кому они, такие, нужны. Тем не менее, к концу заседания выяснилось, что мнения его участников во многом совпадают: во всяком случае, констатированный на заседании кризис критики был признан следствием неизбежной эволюции жанра.

Полина Копылова