Get Adobe Flash player

Литературные мероприятия в декабре 2000 года

«Ради мгновения…»

19 декабря в Центре современной литературы и книги прошла презентация поэтического сборника Оксаны Лихачевой «Ради мгновения…»

Книга — двойной дебют. Будучи первой книгой для самой Оксаны, она также открывает серию «Кастальский ключ», которая задумана и создана для поэтов нового тысячелетия.

Тем не менее, одно из «ключевых» (да простится мне невольный каламбур) положений серии, заявленное в предисловии к книге «Ради мгновения», написанном Галиной Гампер — развитие корневых традиций русской поэзии.

На представлении сборника выступили Сергей Арно, Лев Куклин, Галина Гампер, Илья Фоняков, Игорь Смольников. Не обошлось без традиционной дискуссии — как предпочтительнее называть женщину, пишущую стихи — поэт или все-таки поэтесса. В этой связи гости горячо поддержали забавное предложение поэта Элеоноры Яворской: всех талантливых авторов (вне зависимости от того, женщина или мужчина!) именовать поэтами, а всех посредственных — поэтессами. Галина Гампер, впрочем, возразила на это, сказав, что она лично устала от слова поэт и вовсе не против побыть поэтессой.

Когда были высказаны все слова и пожелания, слово было предоставлено самому(-ой) поэту(-эссе). Стихи Оксаны Лихачевой звучали не только в авторском исполнении, так и в исполнении певицы Ирины Алениной — как романсы, в соседстве с романсами на стихи Афанасия Фета и Генриха Гейне.

По окончании чтения состоялся дружеский фуршет — который, надо отметить, был дружеским по сути, а не только по названию.

Полина Копылова


Признаки гениальности

«Все признаки гениальности налицо».

Именно так сказал Лев Куклин о Святославе Логинове — герое творческого вечера, который состоялся в ЦСЛиК 18 декабря.

Вечер был приурочен к выходу новой книги известного писателя — «Картежник» (изд-во «Эксмо-пресс».

Святослав рассказал присутствующим о проделанной за год работе, прочитал новый рассказ под названием «Единая пядь».

Остаток вечера был посвящен читке «Мемурашек», художественно обработанных воспоминаний о детстве писателя, и ответам на вопросы гостей. Кстати, «Мемурашки» Логинов собирается включить в сборник, готовящийся к выходу в одном из московских издательств.

Ник. Романецкий


«Погодинские чтения»

Три дня, с 13 по 15 декабря, в Центре современной литературы и книги яблоку, как говорится, некуда было упасть — столько людей собрали «Погодинские чтения».

В этом году писателю, философу и художнику Радию Погодину исполнилось бы 75. Юбилей и стал отправной точкой для чтений, четвертых, начиная с 1994 года, когда они были учреждены Ленинградской областной детской библиотекой совместно с Союзом писателей Санкт-Петербурга и кафедрой детской литературы Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств.

Чтения призваны объединять всех, кто так или иначе входит в соприкосновение с душевным миром ребенка. Поэтому желанными гостями чтений стали прежде всего детские (но и не только детские) писатели, учителя, библиотекари, психологи. Не обошли приглашением так же критиков и филологов — без их веского слова порой не отделить подлинных «зерен» от «плевел» бойкой халтуры, что в детской литературе подчас особенно необходимо. Среди выступавших с самыми разнообразными докладами — Владимир Бахтин (он также Председатель Комиссии по литературному наследию Р. П. Погодина), главный редактор журнала «Нева» Борис Никольский, вдова писателя Маргарита Погодина, художники Марк Смирнов и Завен Аршакуни, писатели Валерий Воскобойников, Святослав Сахарнов, Валерий Попов, Николай Крыщук, Мария Семенова, Анатолий Томилин, главный редактор журнала «Костер» Николай Харлампиев, преподаватели и научные сотрудники Университета культуры и искусств, работники библиотек.

Тематика докладов варьировалась: от воспоминаний и сугубо литературоведческих изысканий — до анализа аспектов детской психологии и размышлений о духовном поиске Радия Погодина, который стремился к идеалу согласия человека с окружающим миром и с самим собой.

Приятно, что «Погодинские чтения» — не разовое юбилейное мероприятие, на котором наболевшие вопросы поднимаются, так сказать, «к слову», по случаю. Его организаторы осуществляют ряд долговременных программ, главная цель которых — сблизить ребенка и книгу, сделав чтение естественной частью детства. А для этого надо, чтобы наша детская книга (некогда названная Мариной Цветаевой лучшей в мире, правда, с уточнением «дошкольная») составила конкуренцию другим «искусам» информационного пространства. Поэтому программы предполагают проведение комплексных исследований, создание при районных и сельских библиотеках своеобразных «сред», знакомящих детей и родителей с традиционной культурой, поддержку петербургской детской книги и многие другие мероприятия. Так, на 2001 год намечен конкурс «Книги детства», где лауреатов в нескольких номинациях будут выбирать читатели и сотрудники детских библиотек. В этом же году должен выйти CD-ROM «Радий Петрович Погодин», содержащий полное собрание литературных произведений и живописных полотен писателя, а также видео— и аудиоматериалы из его архива.

Впрочем, возвращаясь к самим чтениям, следует отметить, что их участники оказались погружены в «погодинскую» среду не только благодаря воспоминаниям. Со стен Центра на них глядели мудрые существа (как-то не получается сказать «звери» или «животные») населяющие живописные полотна кисти Радия Погодина. «Быки»… «Исход»… «Водопой»… «Старый двор» — с одиноким белым (!) жирафенком, растерянно шагающим по неподвижному водяному зеркалу. Наверное, во дворе прошел дождь — и жирафенок впервые в жизни увидел столько воды? А с пожелтевших фотографий улыбался и хмурился сам Радий Погодин, дошедший до Берлина в 45-м и репрессированный в 47-м году за то, что не согласился с постановлением о журналах «Звезда» и «Ленинград», сказав, что Жданова через 20 лет забудут, а Ахматова и Зощенко как были великими русскими писателями, так ими и останутся.

И в завершающий день чтений их участники и гости благодарили организаторов за счастливую возможность отдохнуть душой от быта и приблизиться к бытию, такому, каким ощущал его российский писатель и мыслитель Радий Петрович Погодин.

Полина Копылова


«Урожай — 2000»

10 декабря в Фонтанном доме московские поэты Сергей Геворкян и Юлия Толок провели вечер стихов уходящего года, не без юмора названный ими «Урожай — 2000». «Плоды» вызвали неоднозначную реакцию слушателей, но тут уж, как говорится, что выросло — то выросло, а на вкус и цвет товарища нет.

Ольга Киреенко


Поэтический пенал под номером четыре

8 декабря в ЦСЛиК состоялась презентация сборников стихов сразу 6-ти петербургских поэтов: «Записки на обочине» Дмитрия Григорьева, «Слегка, чуть-чуть и кое-где» Валерия Земских, «Стихи и песни Антона Компотова» Арсена Мирзаева, «Стихи о словах» Александра Новаковского, «Новые стихотворения» Алексея Шельваха и «Цветы Исландии» Дмитрия Чернышева.

Книги эти представляло издательство «Знак», выпустившее очередной поэтический «пенал» (уже четвертый по счету). «Знак» стал известен в Питере именно благодаря своим изящным миниатюрным изданиям: формат книжек, вкладываемых в «пенал» — 67 на 70 мм. Но, несмотря на небольшой размер и объем (32 стр.), «изделия» Виктора Меркушева — художника и издателя — выглядят вполне респектабельно. Книжечки «пенала № 4» одеты в суперобложку с выполненными в едином ключе рисунками на ней, а на «заворотах супера» имеются автографы и графические портреты авторов работы Виктора.

Пииты, издающиеся в миниатюрной серии, многословием не отличались. Каждый из «презентантов» говорил несколько слов о себе и тут же переключался на стихи. Представить Александра Новаковского, поэта и редактора журнала «Сумерки», ныне живущего в Ганновере, и озвучить его тексты пришлось А. Мирзаеву, соредактору Александра.

В конце вечера, после чтения стихов, авторы заявили о том, что не представляют какой-то единой группы и не принадлежат к какому-либо определенному направлению в поэзии, но «судьба связала из их имен один веник». Выяснилось, что пятеро из них встречались на страницах «Сумерек», двоих объединил «Клуб -81» и «кочегарство», а трое из шести являются Президентами ВАЛИ (Всемирной ассоциации любящих «Изабеллу»).


Созвездие поэтов-художников

6 декабря в Белом зале ЦСЛК состоялся поэтический вечер участников литературного объединения Александра Семеновича Кушнера (ЛИТО Дома ученых в Лесном).

В нынешнем году объединению — «творческому союзу единомышленников», по определению А.С. Кушнера, — исполняется 20 лет. Большинство из постоянных участников ЛИТО — члены Союза писателей, и их имена уже хорошо известны в литературном мире.

В этот вечер в авторском исполнении звучали стихи Ивана Дуды, Вероники Капустиной, Давида Раскина, Александра Танкова и Александра Фролова.

Каждое выступление мудрой и образной характеристикой предварял А.С. Кушнер, и, говоря о значении предшественников — классической поэтической школы, формирующей авторский почерк современных поэтов, отметил: «Поэт без «родословной», как плохая собака…» У выступавших поэтов «родословная» была превосходной — И. Анненский, О. Мандельштам, Б. Пастернак, И. Бродский.

Яркие, свежие, по-настоящему талантливые стихи, прозвучавшие в этот декабрьский вечер, напомнили вернисаж, где собраны полотна различных художественных стилей и техники исполнения, но все они волнуют слушателя-зрителя своей искренностью и выразительностью.

Оксана Лихачева


«Русская» книга голландца

5 декабря в Фонтанном доме под «водительством» Татьяны Вольтской состоялась презентация романа голландского литературоведа-русиста Кейса Верхейла «Вилла Бермонд». В своей книге Кейс Верхейл смело рассказал о том, как волновавшие его воображение судьбы великого поэта Тютчева, забытого цесаревича Николая Александровича (сына Александра II), голландской королевы Софи и даже Иосифа Сталина переплелись с его собственной судьбой. И это сплетение так повлияло на автора, что он имеет полное основание утверждать, будто Россия простирается гораздо дальше своих обширных географических границ. По его мнению, для того, чтобы оказаться в России, вовсе не нужно оформлять визу и покупать авиабилет — нужно прийти в особое расположение духа. Надо полагать, это расположение духа знакомо автору «Виллы Бермонд». Книга действительно получилась на редкость «русской», свободной от «углов зрения», «концепций» и «идеологий», зато богатой человеческими чувствами и очень честной — что многократно подтвердили в своих выступлениях Яков Гордин, Александр Кушнер, Алексей Пурин, Андрей Арьев,Самуил Лурьеи многие другие гости Фонтанного дома.

Полина Копылова


Писатели встретились с «Литерой»

4 декабря в ЦСЛиК состоялась встреча членов секции научно-художественной и фантастической литературы Союза писателей Санкт-Петербурга с представителями издательства «Литера» Максимом Стерлиговым и Геннадием Корчагиным.

Гости рассказали о работе издательства. «Коммерческой» художественной литературы «Литера» не издает. Рыночная ниша издательства — прикладная литература, словари, детские раскраски, разного рода пособия в помощь домашним мастерам и мастерицам (к примеру, книги из серии «Русское застолье» и пр.).

Однако для писателей, занимающейся научно-художественной литературой, и на этом поле есть к чему приложить руки. В частности, можно было бы начать издание научно-популярных книжек для детей.

Беседа оказалась полезной как для авторов, так и для представителей «Литеры».

Ник. Романецкий


Презентация изданий «Знака»

1 декабря в актовом зале Российской Национальной библиотеки прошла презентация малотиражных и малоформатных изданий издательства «Знак». Проекты этого издательства, такие, как, например, «Поэтический пенал», который выходит уже в четвертый раз — единственная возможность для многих питерских поэтов издать персональный сборник, который при этом не затеряется среди прочего «самиздата». Презентацию вел поэт Илья Фоняков.

Ольга Киреенко