Get Adobe Flash player

Литературные мероприятия в апреле 2006 года

Презентация новой книги Валентины Лелиной

Что может объединить архитектора и писателя, бывшего соседа по коммуналке и учительницу музыки, школьного библиотекаря и художника? Вернее — кто? Ответ: Валентина Лелина, представившая 28 апреля в Центре современной литературы и книги свою книгу «Записки на петербургской лестнице». Часто бывает, что презентация книги становится внутрилитературной тусовкой, где все всё про всех… Тем приятнее видеть в зале лица настоящих читателей, пришедших на вечер не из дружеских или иных чувств, а потому, что им дорого творчество именно этого писателя.

Валентина Лелина прочла стихи и несколько отрывков из повести-эссе, которая, собственно, и дала название книге. Свойственная автору лирическая откровенность, доверительность, передалась и залу — слушали чутко и благодарно. А потом сказали Валентине Лелиной много хороших слов и пожелали новых творческих успехов.

Н.П.


«Убийство в кошачьем раю» Елены Ворон

В среду, 26 апреля 2006 года, состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, собравшее на этот раз 18 человек.

На традиционной «пятиминутке хвастовства» Татьяна Томах продемонстрировала два номера журнала «Реальность фантастики» со своими рассказами; Юрий Гаврюченков предъявил выпущенную издательством «Крылов» книгу «Кладоискатель и сокровище ас-Сабаха» — как было сказано, первый роман будущей пенталогии; а более скромный Павел Марушкин — открывающий трилогию роман «Дети непогоды», выпущенный издательством «ЭКСМО». С чем всех троих и поздравили — от души.

Затем началось обсуждение рукописи очередного и, как было сказано авторессой, «последнего» (трудно сказать, что это значит: то ли последнего, написанного на данный момент, то ли последнего, завершающего ее детективную серию) романа (или повести, трудно сказать) Елены Ворон «Убийство в кошачьем раю». Заявленные в названии кошки понравились всем — без исключения; весьма достойные существа. О романе же мнения разошлись весьма и весьма — суждения высказывались разнообразные и нелицеприятные. Что ж, тем интереснее было.

Очередное заседание состоится 10 мая, и обсуждаться на нем будет роман Сергея Рублева.

А.Б.


«Две стороны»: Полина Копылова и Алексей Сычев

25 апреля в ЦСЛиК прошел последний вечер из цикла «Две стороны». Выступали Полина Копылова и Алексей Сычев.

Я уже писала, что задумывала этот цикл не как противопоставление двух авторов, а как возможность представить различные точки зрения на какие-либо общие проблемы. Т.е. выступают два поэта, пишущие в различной манере, по возможности из различных тусовок, необязательно противоположных или враждебных друг другу, и отвечают на мои вопросы — одни и те же для обоих. Вопросы я высылаю заранее, вопросы не личные, а относительно «положения поэта и поэзии в мире, России и собственной квартире (поэта)». 25 апреля, к примеру, говорили о моде на ту или иную манеру письма.

Остался в этом году только общий вечер — для всех участников и без моих вопросов — 23 мая. На будущий год — не знаю, хватит сил, продолжу.

Мои впечатления о проекте. Не довольна собой: не смогла обеспечить хорошую рекламу (даже приятельница на радио сказала — Таня, ну, что тут писать, это не радийный сюжет, кому интересны поэты, если они не прогремели); не достигла тайной цели — познакомить и сблизить между собой различные компании. Увы.

Не довольна слушателями: все равно сравнивают выступающих. По ходу я меняла формат, чтобы не сравнивали, перешла от девочка-девочка к девочка-мальчик — извините, друзья поэты, мой жаргон. Все одно — не помогает. А ведь говорилось, типа того, что не сравнивай, живущий не сравним. И что? Т.е. получилось в принципе похоже на московский проект — чего я не хотела.

Не довольна некоторыми выступающими — говорить, отвечать на вопросы не хотят, либо куража не хватает. От вопросов сей факт не зависит. Бывали вопросы совсем никуда — а отвечали интересно и зал заводили.

Это минус. Ну, как положено, похвалить всякий может, а отругать — наша святая обязанность.

Плюсы. В общем-то все остальное. Мне было очень интересно. Крайне интересно. Я прочла массу незнакомых авторов. Ради этого завела страницу в ЖЖ.. И за каждого своего автора отвечаю по совести — не было никого, кто не понравился, или не был бы мне интересен как поэт. Личные антипатии могут присутствовать, но это ерунда и временное. Все же открытия состоялись, меня просили после вечеров — а где можно такого-то или такую-то почитать? И т.д. Я обзавелась некоторым количеством новых друзей — неожиданно.

Т.А.


Творческий вечер Юрия Шестакова

24 апреля 2006 г. в ЦСЛиК прошел творческий вечер поэта, члена Союза писателей России Юрия Шестакова. Поклонники поэта были приятно удивлены тем, что Юрий Шестаков не только прочел свои новые стихи, но и познакомил собравшихся с фильмом «Вокруг огня», посвященным его творчеству. На вечере присутствовал также режиссер фильма Николай Кузин. В фильме нашлось место и добрым словам Арсения Тарковского о поэзии Шестакова, и воспоминаниям об Учителе — Сергее Давыдове, и старым семейным фотографиям, и, конечно — стихам героя фильма. А после того, как зажегся свет в зале, зазвучали песни на стихи Юрия Шестакова в исполнении Ирины Важинской и Лили Стариковой.

Много хороших слов в адрес поэта сказал секретарь ЛО СП России Борис Орлов и другие гости Центра. А Юрий Шестаков рассказал о своих творческих планах, новых фильмах и о надежде, что новая книга стихов непременно выйдет в Петербурге.

Н.П.


Творческий вечер Александра Макарова-Кроткова

21.04.06 в Центре современной литературы и книги прошел творческий вечер московского поэта Александра Макарова-Кроткова. Первые поэтические публикации Александра Макарова-Кроткова появились в 1989 году в эмигрантских изданиях «Континент» и «Мулета» в Париже. Его стихи печатались в журналах «Юность», «Октябрь», «Арион», «Новое литературное обозрение» и многих других, в альманахах «Поэзия» (Москва), «Черновик» (Нью-Джерси), «Вiтрила» (Киев), «Стрелец» (Париж), в коллективных сборниках «Молодая поэзия-89», «Время Икс», «Антология русского верлибра», «Диалог без посредников», в антологиях «Строфы века», «Самиздат века», «Солнечное подполье», «Поэзия безмолвия» и многих других отечественных изданиях, а также в переводах на английский (США, Шри Ланка), венгерский, грузинский, испанский (Мексика), немецкий (Германия, Швейцария), польский, сербский, словацкий, украинский, французский, чешский и чувашский языки. Автор книг стихов «Дезертир» (Москва: ACADEMIA, 1995) и «Тем не менее»(Москва, Изд. Р.Элинина, 2002).) Кроме хорошо известных, а также новых стихов Александр прочитал несколько своих рассказов.

Т.А.


Очередные заседания литературных объединений

20 апреля в Центре Современной Литературы и Книги прошли очередные заседания литературных объединений Ахматова и В.А. Лейкина.

Белый зал оккупировали ахматовцы. Состоялось слушание молодых авторов с последующим обсуждением. Надо сказать, что обсуждение было подробное, бурное и явно не укладывалось в положенные временные рамки. Радует, что молодое ЛИТО всегда столь многочисленно. Есть надежда, что скоро мы услышим и узнаем имена питомцев Ахматова. ЛИТО возникло сравнительно недавно, но уже хорошо и прочно прижилось в Центре. ЛИТО замечательного и всеми уважаемого В.А. Лейкина прошло как всегда в дружественной непринужденной обстановке в зеленой гостиной. Здесь состоялось чтение по кругу. Секция поэзии была представлена новыми чудными произведениями Т.Животовского, Е.Полянской, П.Антонова, Б.Чичельницкого, С.Бодруновой и других небезызвестных питерских поэтов. В секции прозы прошло слушание рассказа С.Щелкуновой. Лейкинцы как всегда радовали. Остается только пожурить их за то, что они частенько опаздывают на занятия, из-за чего заседания затягиваются. Так что стареньким лейкинцам предстоит поучиться дисциплинированности, хотя бы у ахматовцев. Ну, а последним предстоит многому научиться в свою очередь у одного из старейших в городе — параллельного (в смысле проходящего в соседнем зале) ЛИТО.

Т.А.


Леонид Смирнов и «Грибы Ленинградской области»

17 апреля в рамках секции научно-популярной и фантастической литературы Союза писателей СПб состоялся традиционный (уже десятый по счету) апрельский творческий вечер Леонида Смирнова.

Герой вечера рассказал присутствующим о том, чем занимался в последний год.

Закончена 13-я по счету книга (продолжение известного романа Л. Смирнова «Умереть и воскреснуть»). Вместе с К. Ф. Бритиковой выпущен двухтомник А. Ф. Бритикова. Продолжается работа над пятитомной библиографией отечественной фантастики. Создан фундаментальный труд «Грибы холодной поры» с 1087 фотографиями (на бумаге, CD и в Интернете).

С присущим ему юмором автор рассказал об истории написания книги. Кроме того, Л. Смирнов постоянно занимается обновлением интернет-сайта «Грибы Ленинградской области»

Тема вызвала много вопросов у гостей вечера, и Леонид подробно ответил на них. Затем он рассказал о творческих планах. В частности, в настоящее время он начал работу над книгой «Грибы страдной поры», для которой уже сделано 1080 фотографий.

В заключение выступил коллега-соруководитель Леонида по литературной студии Андрей Балабуха, охарактеризовавший героя вечера как человека с многогранными талантами.

Завершился вечер дружеским фуршетом, на котором главную роль играли традиционные Смирновские соленые и маринованные грибы. Это, скажу вам, нечто! 🙂

Ник. Романецкий


Семинар для детских библиотекарей

12 апреля в Белом зале Центра современной литературы и книги прошел семинар для зав. детскими библиотеками Петербурга. Критик Владимир Соболь познакомил собравшихся с книжными новинками, которые можно и нужно рекомендовать для чтения детям. Краевед Наталия Перевезенцева рассказала библиотекарям об истории старинного здания на набережной Макарова, где помещается Центр и о том, что он собственно собой представляет. Многие участники семинара впервые были в Центре и с удивлением узнали, что в нашем городе уже десять лет существует некоммерческая организация, все силы которой направлены на то, чтобы писатель и читатель нашли друг друга, чтобы не забылось, что наша страна когда-то была «самой читающей в мире». Библиотекари получили информацию о литературном конкурсе, посвященном творчеству М. Ю. Лермонтова, в котором могут принять участие и юные читатели, о детских литературных объединениях города и о творческих семинарах, работающих непосредственно в Центре. Живой интерес библиотекарей города вызвал ряд предложений о совместной работе, сделанных директором Центра писателем Дмитрием Каралисом.

Н.П.


Космос, о каком вы еще не читали

12 апреля 2006 года состоялось очередное заседание Литературной студии Андрея Балабухи и Леонида Смирнова, на которое собралось в этот раз 28 человек. Хотя с предыдущего заседания прошел почти месяц, разминочная «пятиминутка хвастовства» прошла на этот раз довольно вяло: по какому-то несчастному стечению обстоятельств за этот срок практически ни у кого не случилось ничего особенно радостного (во всяком случае, по литературной части; остальное не в счет).

Зато на задание, данное соруководителями 15 марта, откликнулось на удивление много народу. В сущности, задание-то было почти случайным, выбранным лишь потому, что нынешнее заседание совпало с юбилейным, тридцать пятым Днем космонавтики: написать произведение произвольного жанра, формы и объема на тему, приблизительно формулируемую как «Космос, о каком вы еще не читали». Свои рассказы, эссе и даже стихи прочитали (в алфавитном порядке) Анна Броусек, Юрий Гаврюченков, Елена Евдокомова, Павел Марушкин, Анна Овчинникова, Андрей Прусаков, Вячеслав Рогожин и Светлана Тулина (еще трое даже не успели прочитать — времени не хватило!). Оценив ситуацию, соруководители продлили срок сдачи рукописей и решили превратить это задание из разового в традиционный конкурс, итоги которого будут, как всегда, подведены в конце мая.

Следующее заседание студии состоится 26 апреля и обсуждаться на нем будет роман Елены Воронько.

А.Б.


Вечер из цикла «Две стороны»

11 апреля в Центре современной литературы и книги на вечере из серии «Две стороны» выступали Галина Илюхина и Геннадий Рябов. Оба автора широко известны в сети, но читают свои стихи перед «живой» аудиторией довольно редко, что меня лично бесконечно удивляет, учитывая качество и количество ими написанного. У Рябова три книги стихов и одна прозы, он участник нескольких коллективных поэтических сборников, постоянный автор журнала «Нева». У Илюхиной готовится к печати новая книга стихов (надеюсь на презентацию с основательным чтением), выпущен сборник совместно с поэтом Вадимом Макаровым, публикации в «Юности», альманахах и периодических изданиях. Публикации, конечно, дело хорошее, но и «концертный» опыт необходим. Вчера обычная мерка — полчаса на каждого автора — мне показалась тесноватой, только-только разошлись, а время кончилось. Поскольку и Рябов, и Илюхина активные участники Живого Журнала, я спрашивала о возможностях сети, вплоть до обеспечения бессмертной славы (ответ отрицательный, увы J) и обратной связи с читателем.

Т.А.


10 апреля в ЦСЛиК состоялось очередное заседание Семинара под руководством Бориса Стругацкого


Вечер памяти Владимира Москвина

Зал был полон. Вечер памяти Владимира Москвина, который прошел в Центре современной литературы и книги 7 апреля, собрал его родных, друзей и просто поклонников таланта замечательного поэта и автора-исполнителя. Напомню, что Владимир Москвин положил на музыку тексты известных русских поэтов, включая и наших современников. В исполнении сына Москвина — Ивана — прозвучали сочинения отца. А начал он с одной из самых известных песен на стихи Ломоносова «Неправы о вещах те думают, Шувалов, / которые стекло чтут ниже минералов…». Затем прозвучали песни на стихи Державина, Сельвинского, Олейникова… И на стихи Галины Гампер и Владимира Рецептера, которые присутствовали в зале, и сказали несколько слов о Владимире Москвине, о его творчестве и просто — о своем друге Володе. А Рецептер даже сравнил Москвина и Высоцкого, оговорив, правда, что они не «однородны, а однопородны».

Иван Москвин исполнил и другие сочинения отца: «Песню о гноме», «Колыбельную Татьяне», шуточную «Два портрета»… Из зала все время поступали заявки: видно было, что творчество Владимира Москвина хорошо известно собравшимся. Значит, вечер памяти удался.

Н.П.


Фотовыставка Владимира Ериклинцева

5 апреля в ЦСЛиК состоялась презентация фотовыставки чудесного московского фотохудожника Владимира Ериклинцева. Его работы нельзя назвать просто фотографиями, это именно картины. Владимир видит окружающее пространство изумленными глазами ребенка. Поразительная чистота, прозрачность и призрачность нашего мира предстала в его творениях во всей своей многогранности и лиричности. Чего стоят одни только названия! Серия «Пестрые следы времени», серия «Геометрия мира», серия «Планета людей», работы «Движение реки», «Нежные прикосновенья» и т.д. Кажется, попадаешь в другое измерение и пространство, и в то же время остаешься здесь, сейчас, в этом городе, в селе Аннино, на Сиваше или еще где-либо, в какой-либо реальной географической точке нашей планеты. Но понимаешь, то, что видишь ты, это лишь небольшая часть действительности. В капле воды можно увидеть миры, в стареньком полосатом коврике на ветхом заборе — флаг вымирающего государства. Художник играет с нами. Он говорит: «Закрой глаза ладонями, а теперь открой, как будто ты все это видишь впервые. Ну, и как тебе?» Все так зыбко, неустойчиво, каждую секунду меняется не только река, но и дом, и дерево. Мир состоит из миражей. «Ледяные миражи», «Осенние миражи», «Полуденные миражи» — это названия работ художника. Фотокартины Владимира Ериклинцева тонкая глубокая поэзия. Скажем, потрясающую работу «Плоты уходят в небо» можно приравнять к восхитительной незабываемой поэме. Спасибо Владимиру за подаренное чудо!

Светлана Щелкунова


Творческий вечер А. Железнякова

3 апреля 2006 года в ЦСЛиК в рамках секции научно-художественной и фантастической литературы СП СПб состоялся творческий вечер Александра Железнякова в связи с предстоящим его вступлением в Союз писателей Санкт-Петербурга

Соискатель рассказал присутствующим, как пришел в литературу (по образованию он инженер, работает в НИИ робототехники и технической кибернетики.

Начинал А. Железняков со статьи для одного из журналов о советской лунной программе. Потом написал книгу «Хроника аварий и катастроф». С 2001 года перенес упор с инженерной работы на литературную деятельность. В 2002 году задумал серию книг под общим названием «Летопись космической эры». К настоящему времени вышло уже пять выпусков. А. Железняков привлек к этой работе коллег, и сейчас над книгами серии работают уже четверо человек. В результате вырос охват описываемых событий (книга «1961 год» вышла уже в двух томах). В двух томах выйдет и следующая книга серии — «1962 год».

Последняя изданная книга Железнякова «Станция “Мир”: от триумфа до…». В ближайшие месяцы в издательстве «Яуза» должны выйти еще две книги: «Фантомы Космоса» (о слухах, связанных с космической программой) и «Секреты американской космонавтики».

В заключение вечера автор ответил на многочисленные вопросы присутствующих.

Ник. Романецкий