Get Adobe Flash player

«Добрая лира» в 2010 году

Итоги

Завершается литературно-педагогический конкурс «Добрая лира» 2009-2010 года. Судя по нарастающему количеству произведений, ежегодно приходящих на конкурс, можно смело сказать, что «Добрая лира» приобретает все большую популярность. Интерес к конкурсу растет не только в Санкт-Петербурге, но и в различных регионах. География его расширяется: большинство произведений, представленных на суд жюри, прислано в новом сезоне не из Санкт-Петербурга, где возникла идея создания новой литературной традиции, а из самых разных уголков России. Это Алтайский и Приморский край, Самара, Екатеринбург, Саранск, Краснодар, Ставрополь, Орел, Смоленск, Петрозаводск …. Из стран Ближнего Зарубежья — Украина, Казахстан, Белоруссия, из Дальнего Зарубежья — Канада, Израиль, США. На этот раз на конкурс было представлено 444 произведения по двум номинациям: детская художественная литература и художественная литература без ограничения возраста.

Как и прежде, в конкурсе приняли участие и профессиональные авторы, и авторы-любители, среди которых вновь были даже школьники.

Система выбора произведений-победителей в конкурсе «Добрая лира-3» несколько отличается от системы оценок, которая была предложена ранее. В чем же разница?

Произведения отбирались не только взрослым профессиональным жюри (писателями, педагогами, работниками библиотек), но и детскими творческими группами, созданными в санкт-петербургских школах, во главе с опытными преподавателями. И еще — в дополнение к этому — третий этап конкурса предусматривал общественное голосование читателей на сайте «Добрая лира». Из этих трех составляющих складывалась оценка конкурсных произведений.

После общего подведения итогов взрослым профессиональным жюри (с учетом детского и читательского голосования на сайте) победителями конкурса были признаны:

1 номинация. Художественная литература для младшего школьного возраста: 

1 место Евгения Ярцева. «Про Машу, Мишу и остальных».

2 место Елена Ожич. «Замория, Загория, Залесия и Прямоподносовия».

3 место Ольга Колпакова. « Большое сочинение про бабушку».

2 номинация. Художественная литература без ограничения возраста:

1 место Татьяна Борисоглебская. «Открытие сезона».

2 место Валерий Мухарьямов. «Трудное счастье Борьки Финкильштейна».

3 место Борис Лившиц. «Гришка».

Кроме лауреатов-победителей конкурсное жюри определило дипломантов «Доброй лиры — 2010»:

Елена Столповская. « Волшебная ледышка».

Марина Горте. «Маленькое привидение Рита».

Игорь Ерофеев. «Долгая жизнь войны».

Мария Гринёва. «Воспоминание».

Илья Васильев. «Мой сон».

Марина Эшли. «Из жизни Деда Мороза».

Наталия Квасникова. «Дыщ и танцы».

Екатерина Коваль. «Геронты».

Людмила Ведмецкая. «Озарение».

Сергей Першин. «Путешествие из Питера в Санкт-Петербург».

Евгений Филимонов. «Быть собой»

Наталия Василенко. «Живет такой волчонок»

Станислав Олефир. «За елкой», « О любви к детям», «Я босиком», «Поросенок и Кукса».

«Рогатки», «Мусино счастье», «Самая удивительная корова».

Виктор Бычков. «Конь».

Елена Столповская. «Чем вредны овраги».

Камиль Зиганшин. «Лохматый».

Ольга Логачева. «Мамонт».

Наталия Квасникова. «Неудача черного кота».

Кристина Стрельникова. «Миллионы цветных лошадей».

На конкурс поступило еще много очень достойных произведений, которые вполне могли бы пополнить список опубликованного, но предполагаемый объем издания не позволяет этого сделать. Перечень данных произведений приводится ниже:

Храбрый трусишка», «Дед Лихолет и ледяные цветы» (Ольга Вивчарова, Краснодар); «Улыбкина рубашка» (Ульфат Бадретдинов, Удмуртия, Ижевск);

«Полунебо и акетпа» (Станислав Гриченко, Нижегородская обл., Арзамас);

«Сказки Тум-Дум-Думского леса» (Дмитрий Зернес. Москва);

«Накануне семнадцатого лета» (Никита Туманов, Латвия, Рига);

«Я обещаю вам сказку» (Жанна Коробкина, Санкт-Петербург);

«Михалыч и Митяй» (Марат Валеев, Красноярский край, Эвенкийский район, Тура), «Солнечные хороводы» (Юрий Жекотов, Хабаровский край, Николаевск-на-Амуре), «Подарок для Деда Мороза» (Владимир Меркушев, Самара);

«Метка с адресом» (Галина Врублевская, Санкт-Петербург);

«Мавра», «Прохор, Баська и Лорд», «Филя и Букаш», «О зверях земных и птицах небесных» (Инна Иохвидович, Германия);

Детство нами управляет» (Зоя Бобкова, Ленинградская обл., Гатчина);

Летняя повесть» (Мария Скрягина, Московская обл., Красногорск);

«Странный Самурай» (Ирина Жураковская), «Дневничок дошкольницы» (Алексей Малеев, Москва);

«Сказки деревни Вишнёвка» (Мария Мандрыкина);

«Мысли в начале зимы» (Артем Межурецкий, Ленинградская обл., Бокситогорск);

«По мосткам через море» (Мария Агапова, Санкт-Петербург);

«Третий папа» (Тимур Кир, Оренбургская обл., Новотроицк);

«Ласточка», «По ту сторону» (Елена Кириченко, Украина, Донецк);

«Белое пятно» (Юрий Эльтеков, Санкт-Петербург);

«Лучший друг Абрек» (Андрей Тесленко, Сочи);

«Бабушкины истории» (Марина Эшли, Канада);

«Выстрел» (Галина Хемерова, Московская обл., Шатура),

«Юркина правда» (Валентин Макушев, Рязань),

«Руса» (Людмила Митрохина, Санкт-Петербург),

«Лунные копытца» (Владимир Краснов, Новгородская обл., Боровичи);

«Подойди к ней, Макс!» (Станислав Заречанский, Новосибирск);

«Поедем в Питер» (Ирина Павлова, Санкт-Петербург);

«Бабушка-шаманка» (Елена Курашева, Москва);

«Лебеди» (Анастасия Нагибина, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская обл., Кондинское);

«Царское дело», «Мама, папа, Саша» (Наталия Савушкина, Москва);

«Страна Шампания» (Любовь Рыжкова-Гришина, Рязань);

«Старики» (Марк Павлович);

«Гунька» (Михаил Смирнов, Башкортостан, Салават);

«Последнее воскресенье високосного лета» (Александр Тармаханов, Бурятия, Улан-Удэ).

Итоги детского голосования в различных школах во многом совпали с итогами работы взрослого жюри. Ребята отметили наиболее понравившиеся произведения, среди которых «Большое сочинение про бабушку», «Полунебо и акетпа», «Сказки Тум-Дум-Думского леса», «Живет такой волчонок» (школа № 410); «Цыган», «Невыдуманные рассказы о войне», «Рухлядь» (школа №689); «Жажда правды», «Как мы воровали», «Ожидание длинною в жизнь» (школа №557); «Про Машу, Мишу и остальных. Летние истории», «Сумчатый кот» и «Конь», «Неудача чёрного кота» (школа №335).

Организаторы конкурса в новом сезоне уделили еще большее внимание работе детского жюри, отзывам школьников. Авторами лучших творческих работ среди учащихся стали:

Андрей Иванов (школа №700) «Сет»;

Вероника Молчанова (школа №285) «Под тихий плач флейты», «Рухлядь»;

Ксения Всемирнова (школа №700) «Чтобы не раскололось королевство»;

Елена Киселева (школа №700) «Полет над растворившимся миром»;

Татьяна Кудрявцева (школа №700) «Быть собой».

В сборник будут включены лучшие детские рисунки, сделанные ребятами по сюжетам и мотивам наиболее понравившихся произведений.

В ближайшее время, когда будут учтены все нюансы окончательного подведения итогов и решены некоторые технические проблемы, начнется работа по составлению, редактированию и изданию сборника. Его предполагается выпустить к началу нового учебного года. Осенью 2010 года пройдет торжественная церемония награждения победителей и активных участников конкурса, которая откроет самый важный этап проекта. Сборники «Добрая лира» будут бесплатно переданы школьным библиотекам. Именно для этого и затевался наш конкурс — для встречи читателя с доброй и умной книгой.

Поздравляем!

Оргкомитет


БЕЛЫЙ ФЛАГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАПИТУЛЯЦИИ, ИЛИ РЕАКЦИЯ ЛАНДАУ

Я захотела подарить маленькому племяннику книгу.

Спрашиваю:

— Любишь книжки читать?

— Неа.

— А что ты любишь?

Ответ:

— Баловаться и ходить по магазинам.

У другого маленького племянника библиотека, как у взрослого: беллетристика и научно-популярная литература; классика и современные авторы, отечественные и зарубежные; сказки, фантастика, о животных; в мягкой и жесткой обложке, толстые и очень толстые, обычного формата и большие. И все прочитано!

В не столь отдаленные годы похвала «начитанный» была для школьника, пожалуй, самой престижной, а выражение: «Книга — лучший подарок», — было истиной, потому что книга была очень значима и, наверное, еще потому, что была дефицитом. Хорошая книга продавалась лишь в обмен на макулатуру. И взрослые дяди и тети, так же как мы, пионеры, сдавали старую бумагу; только мы — просто так, потому что требовала школа, а они — ради заветного «макулатурного» талона. Теперь макулатуру не сдают ни школьники, ни книголюбы. Ее вообще не принимают. Жестянки, бутылки, металл — пожалуйста, бумага — не нужна. Зато книг пруд пруди.

Основная цель премии «Добрая лира» — привлечь юного читателя к книге. К какой? Что могут читать наши дети, если мы сами читаем детские ужастики и детские сказки а ля Куэльо, адаптированные для взрослых? Увы, качество современного чтива — даже для детей — и художественного, и познавательного оставляет желать лучшего. В великолепно изданной энциклопедии, взятой из библиотеки племянника, рассматриваю изображения рыб, читаю подписи: «Акула», «кит», «щука», «сом», «камбала»… «селедка». И это при наличии редакторов и консультанта академика. Еще перл. В не менее роскошной продукции тоже известного российского издательства. О фауне материков: «Животные здесь годами не видят человека». Экая досада!

Ляпсусы, опечатки, неотредактированность, низкий уровень перевода — для современной книги норма. Раньше по книгам учились грамотности. По теперешней книге (начиная с 90-х) учиться грамотности уже нельзя.

И все-таки, какой бы сейчас книга ни была, хотелось бы, чтобы ее читали.

Но разве детишки не читают? Почему «Добрая лира» бьет тревогу? Почему, по мнению Премии педагогического признания, пора ставить памятник не писающему, а читающему мальчику?

(Посмотрите в метро: мы по-прежнему самая читающая нация в мире, после китайцев, конечно; у хань каждый тысячный читающий все равно, что в России каждый десятый, кстати, первая печатная книга появилась в Китае.)

Так почему же книга перестала быть «источником доброго нравственного начала»? Может, потому, что сил хватает только на агрессивность и тупую развлекуху. Выжить и отвлечься. Добыть кусок хлеба и немножко расслабиться. Человек устал. Морально износился. В борьбе за существование, во внутривидовой борьбе, в борьбе с самим собой. Почему мы «остановились на достигнутом»: на восьмичасовом рабочем дне, например, почему не боремся за шестичасовой рабочий день — разве мы не устаем, не хотим больше отдыхать, больше быть со своими близкими, детьми? Устали. Запас прочности на исходе. Нет сил. Двигаемся по пути наименьшего духовного сопротивления. Оттого и литература такая. Бессодержательная. Бездуховная. Она диагноз. Как в юриспруденции: существующие (или принимаемые) законы — результат сложившейся реальности. Так сложилось. Книгоиздатели здесь не при чем, они не «агенты влияния», и никаких происков Запада, и многочисленные авторы, чьи имена по правилам русской грамматики пишутся с большой буквы, но по сути нарицательные, не виноваты. Не надо никого ругать. Современная российская (русская) литература — белый флаг психологической капитуляции общества.

Как-то дочка моей приятельницы, не желая идти в детский сад, зло заявила:

— Возьму спички и подожгу!

Мама, озабоченная агрессивностью чада, все-таки высказалась в пользу агрессивности:

— Пусть лучше такая, сможет за себя постоять.

Действительно, без агрессивности и гола не забьешь. Но мы сейчас агрессивны всегда и во всем: чуть что — грубость, резкость, повышенный тон. Почему? Так проще. Быстрее. Легче. Все так. Так можно. Так — на телевидении, в кино, в литературе. Жизнь такая. Нужно демонстрировать силу! Защищаться! Брать свое! Но ведь агрессивность — это слабость и неуверенность в себе.

Кулак, конечно, — сила. Разжатая ладонь — тоже сила: открытость, щедрость, смелость, бесстрашие. Кулак только бьет. Ладонь — это рукопожатие; ладонь посылает воздушный поцелуй, машет на прощание, дружески хлопает по плечу, гладит по голове. «А еще шлепает и отвешивает затрещину». Так вот чтобы не «шлепала» и не «отвешивала», существует «Добрая лира».

Задача Премии — «поддержка детского чтения». Одна моя знакомая девочка не любила рисовать и читать, мама художница, а ребенка рисовать не заставить. Читала девочка по принуждению, вслух, определенное количество страниц, под строгим надзором бабушки-библиотекаря.

Спустя два года бабушка похвалилась: «Рисует, и от книжки не оторвешь». Всему свое время.

Не надо заставлять ребенка читать. Книга не должна быть аллергеном, как скрипка или пианино для юного музыканта. В школе — книги. Дома — книги. На летних каникулах — тоже читать. Требуют, требуют (достали, блин!).

Зачем «поддерживать»? Кто читает — и так будет читать, кто не читает — бесполезно… Впрочем, девочка потянулась к книге, когда пришла пора. Только к какой? Попадется в руки какая? Усиливающая депрессивно-агрессивное состояние ребенка, способствующая функциональной закрепощенности и без того скованного требованиями и нагрузками окружающего мира, мира взрослых, неуверенного в себе маленького человечка, не могущего по произволу родителей быть собой? Угнетающая неокрепшую психику, превозносящая ложную систему ценностей, нравственное уродство и эгоизм, коверкающая психику юного существа, ведущая к саморазрушению, отуплению и нравственному одичанию? Книга, в которой форма подменяет содержание, точнее, в которой ни формы, ни содержания? Судите сами. Конкурсное произведение второго сезона, сказка, по сути — добрая, по форме — патологическая: героиню, будто Дюймовочку, рождает цветок, а лепестки цветка из свежего мяса (аллегория женского полового органа?). Завистливый сосед крадет у деревенского дурачка цветок-девушку и в сарае, пока девушки в цветке нет, разрубает его: кровавые брызги, смрад. Такие, как этот, опусы (или типа «Дом-2») в портфеле «Доброй лиры» — редкость. В литературе, и вообще в искусстве (пусть мне возразят), форма определяет содержание. Написал о добре слабо — не воспримется, написал талантливо — слезы очищения, душевный подъем. Потому-то критерии конкурса очень строги: кроме «актуальности» и «позитивности», еще непременно — «высокая художественность» и «соответствие лучшим традициям русской классической литературы». Старомодно? Пожалуй. Зато извечный, бесценнейший объект, ради чего и существует высокое искусство, — внутренний мир человека. «Глаза повернуты зрачками в душу». Только вот, по-моему, в отличие от русской классической литературы, ставящей вопросы, литература современная должна уже давать ответы.

Третий сезон подряд «Добрая лира» ведет упорный поиск и отбор нужного материала. Создающую душевную насыщенность, расширяющую духовное поле, укрепляющую физическое и умственное здоровье подростка, формирующую эстетический вкус, побуждающую мыслить, жизнеутверждающую, радостную, просто веселую — вот за какую книгу ратует «Добрая лира».

К глубокому сожалению, в половом воспитании и сексуальной просвещенности ребенка родители и школа не на высоте, выручает книга (и улица); надо отдать должное нынешним издателям — «интимная» литература для подростков вызвана ими из небытия.

А может, ну их все эти литературные конкурсы. Там конкурс, тут конкурс. Конкурс на конкурсе. Международный, всероссийский, региональный, городской. Ну, еще один — «Добрая лира». Авторам — публикация, в школьные библиотеки — увесистое Собрание произведений лауреатов и дипломантов; читают ли? Борьба с низкопробной продукцией хорошей книгой проиграна. А компьютеру книга как таковая — вообще не конкурент. Книга — морально устаревший тип информационного носителя. Впрочем, «Добрая лира» — пример гармоничного союза культуры и гениального достижения инженерно-технической мысли: учредитель литературного конкурса — лицей информационно-коммуникативных технологий.

«Лировские» тезисы: «Повысить значимость современной русской литературы в области воспитания молодого поколения», «привлечь общественный интерес к книге» — не утопичны ли? Нужна шоковая терапия: собрать все книжки — и под замок — на годик. Такой-то год «решением ЮНЕСКО объявлен «Годом без книги»«. (А еще лучше два, а то и десять.) Может, человек по книге и соскучится. Хотя вдумчивому читателю настоящей книги не хватает и сейчас.

«ДЛ» ведет поиск достойных произведений, публикует их (с обязательным экземпляром автору), выполняя тем самым поставленную перед собой задачу поощрения авторов. Оргкомитету в ответ — слова благодарности дипломантов конкурса. Литератору читательская аудитория необходима, а издаться не раскрученному, да еще с периферии, практически невозможно. Шесть томов — итог трехгодичной кропотливой работы.

Талантливые произведения, присланные в «Добрую лиру» со всех уголков страны и из-за рубежа, увидели свет. (Жаль, снята номинация «Краеведение», были интереснейшие

познавательные материалы.)

Кто из нас не получал учебником по башке? Кто не сидел с книжкой в туалете? А засушенный цветок, гербариевый, случайно обнаруженный между страницами — прекрасное воспоминание о лете, каникулах? Кто на уроке не читал спрятанную под партой книжку? Не читал под одеялом при свете фонарика?

Как раньше, не знаю, сейчас ребенку особенно не достает любви. Иначе бы он не спрашивал, обхватив бабушку:

— Бабушка, ты меня любишь?

Или маму:

— Мама, ты меня любишь?

Ребенок нуждается в тактильном подтверждении любви: объятии, ласке (не словах, не игрушке). Также необходимы похвала, поддержка, утешение. А еще маленькому человечку (да и взрослому тоже) нужна вера. Недаром Дмитрий Карамазов все время спрашивает Грушеньку, Алешу, брата Ивана: «Ты мне веришь?» Важно, чтобы тебе верили, просто так, без всяких условий.

Не дать себе пропасть в действительно жестоком мире, мире взрослых и сверстников, самоутвердиться. Жизнеспособность новорожденного проверяют методом Ландау: младенца кладут животиком на ладонь — напрягается, поднимает голову, изгибается — здоровый.

Что такое жизнеспособность? Не только грубая сила. Сочувствие и понимание. Человечность — то, что отличает человека от людей. И если родители, учителя не в состоянии, воспитать в ребенке человечность — первейшее назначение книги. Назначение «Доброй лиры». Добрая не значит вялая, сюсюкающая, пасующая, беззащитная, не могущая дать сдачи.

Пока есть, пишутся и хоть как-то издаются, произведения-антиподы коммерческому литературному хламу, наверное, рано говорить о духовной и нравственной капитуляции общества.

Именно благодаря книге сохраняется психо-эмоциональная связь поколений, и эта связь должна быть сохранена, во что бы то ни стало.

О Собрании произведений. Третий сезон порадовал количеством и талантливостью работ. Его уровень, на мой взгляд, значительно выше уровня прежних сезонов. Казалось бы, откуда эта неиссякаемость? Оттуда же, откуда в нашей стране газ, нефть, алмазы — из недр. Недр человеческих. Авторы из-за рубежа (и на сей раз они не преминули попытать счастья в «Доброй лире») — тоже плоть от плоти культуры русской; человек принадлежит к тому народу, на языке которого он говорит, пишет, думает; родной язык на чужбине — горсть родной земли, родина. Знакомясь с материалом — от произведения к произведению, — я чувствовала себя (фамилия у меня подходящая) Хозяйкой Медной горы — сокровища! Благосклонное удовлетворение сменялось неподдельным восхищением, а то и телячьим восторгом. Нынче произведения настолько хороши, что жюри в своем мнении было единодушным как никогда.

О произведениях, включенных в сборник, говорить не стану — вы их прочитаете. Обмолвлюсь только: литературная правка была щадящей, поскольку авторы, за редким исключением, слишком самолюбивы. Так в рассказе «Лохматый» я бы убрала концовку: хозяин спотыкается, падает и чувствует дыхание смерти — перед ним тот, кого он предал, бросил на растерзание волкам, спасая собственную жизнь, — собака. Надо дать читателю простор для фантазии: пусть он гадает, как же поступит собака, как поступит хозяин? Рассказ очень сильный и финал должен быть художественно сильным — вернувшийся к предателю-хозяину изодранный в клочья (кровавое месиво) пес, с висящим на ниточке ухом. Все. Он судья, он судьба. Или опять жертва: растерзать хозяина он не сможет, не сможет отомстить, нет силы и характер, наверное, не тот; зачем он вернулся — хозяин возьмет и застрелит (такой зверь в доме опасен; такой, если оклемается, — незаживающая совесть; по любому псине каюк, а она вернулась). А может, нет… она стоит и смотрит… может, она убежит… спасется… Никакого обморочного хозяина и «гула смерти» — не для этого существует художественная литература. А может, пес — это прощение? А может… может… — фантазия и нравственное очищение (хотя бы на ощупь).

«Щадящая» вовсе не поверхностная — правка была тщательная. И не только стилистическая — смысловая. Согласитесь, герой ведет себя не логично, думая о своих соседях по автобусу, что как могут они спать под шум колес, когда сам до этого проспал много часов кряду. Нельзя было оставить вместе «пирог» и глагол «проглотил» несколько романов Вальтера Скотта. Типичнейшие, новомодные, ошибки (причем даже для русскоязычных иностранцев): «зачитал» в значении «прочитал» — только «прочитал» (зачитывают библиотечную книгу) и, конечно же, «присела» в значении «села» — только «садитесь», никаких «присаживайтесь». Да не обидятся на меня наши замечательные авторы: заменила эвфемизмами не совсем нормативную лексику, кроме «сука» (это литературное слово; литературнее, по-моему, чем «ж…»), впрочем против «ж…» я ничего не имею — в «Избранном», а наша книга адресована, прежде всего, юному читателю, и мы обязаны быть если не образцом, то источником речевой культуры.

Любезный читатель, как бы Вы поступили на месте редактора: есть прелестное произведеньице, отобранное для публикации, но с досадным недочетом — малышка-героиня «калтавит» лишь на первых двух страницах (и еще на одной, ближе к концу), дальше девочка, не мотивировано, картавить перестает — включать произведение в сборник или нет? Выкидывать из книги жалко, дать, как есть (чтобы не вызвать недовольство автора) — тогда «с нас будут смеяться». Оправдание «в этом фишка» не катит — нет мотивации. Редактировать? Как бы Вы, любезный читатель, устранили этот логико-логопедический казус: всюду бы «накалтавили», заменив на «л», «с» буквы «р» и «ш», или вернули речи четкую дикцию? Я пошла по второму пути — меньше исправлять.

Достойных произведений оказалось гораздо больше, чем смогла, к сожалению, вместить эта «не тоненькая» книга. «Храбрый трусишка», «Дед Лихолет и ледяные цветы» (Ольга Вивчарова, Краснодар); «Улыбкина рубашка» (Ульфат Бадретдинов, Удмуртия, Ижевск), «Полунебо и акетпа» (Станислав Гриченко, Нижегородская обл., Арзамас), «Сказки Тум-Дум-Думского леса» (Дмитрий Зернес. Москва), «Накануне семнадцатого лета» (Никита Туманов, Латвия, Рига), «Я обещаю вам сказку» (Жанна Коробкина, Санкт-Петербург), «Михалыч и Митяй» (Марат Валеев, Красноярский край, Эвенкийский район, Тура), «Солнечные хороводы» (Юрий Жекотов, Хабаровский край, Николаевск-на-Амуре), «Подарок для Деда Мороза» (Владимир Меркушев, Самара), «Метка с адресом» (Галина Врублевская, Санкт-Петербург); «Мавра», «Прохор, Баська и Лорд», «Филя и Букаш», «О зверях земных и птицах небесных» (Инна Иохвидович, Германия); «Детство нами управляет» (Зоя Бобкова, Ленинградская обл., Гатчина), «Летняя повесть» (Мария Скрягина, Московская обл., Красногорск), «Странный Самурай» (Ирина Жураковская), «Дневничок дошкольницы» (Алексей Малеев, Москва), «Сказки деревни Вишнёвка» (Мария Блажнова), «Мысли в начале зимы» (Артем Межурецкий, Ленинградская обл., Бокситогорск), «По мосткам через море» (Мария Агапова, Санкт-Петербург), «Третий папа» (Тимур Кир, Оренбургская обл., Новотроицк), «Ласточка», «По ту сторону» (Елена Кириченко, Украина, Донецк); «Белое пятно» (Юрий Эльтеков, Санкт-Петербург), «Лучший друг Абрек» (Андрей Тесленко, Сочи), «Выстрел» (Галина Хемерова, Московская обл., Шатура), «Юркина правда» (Валентин Макушев, Рязань), «Руса» (Людмила Митрохина, Санкт-Петербург), «Лунные копытца» (Владимир Краснов, Новгородская обл., Боровичи), «Подойди к ней, Макс!» (Станислав Заречанский, Новосибирск), «Поедем в Питер» (Ирина Павлова, Санкт-Петербург), «Бабушка-шаманка» (Елена Янге, Москва), «Лебеди» (Анастасия Нагибина, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская обл., Кондинское); «Царское дело», «Мама, папа, Саша» (Наталия Савушкина, Москва); «Страна Шампания» (Любовь Рыжкова-Гришина, Рязань), «Старики» (Марк Павлович), «Гунька» (Михаил Смирнов, Башкортостан, Салават), «Последнее воскресенье високосного лета» (Александр Тармаханов, Бурятия, Улан-Удэ). Потребуется несколько увесистых томов, чтобы издать эти нехилые вещи.

Прекрасная идея — детское жюри. И публикация детских отзывов о прочитанном. Директор одной из школ сказал мне: «Дети в восторге. — И добавил «приватную» оценку школяров: — Правда, есть и фигня». Ну и что? У каждого есть. И у великих была, у Чехова, к примеру, «Драма на охоте».

Дорогие наши конкурсанты, лауреаты и не лауреаты, опубликованные и не опубликованные, я с благодарностью жму ваши руки.

Елена Хозяинова, председатель жюри


Положение о международном литературно-педагогическом конкурсе «Добрая лира» 2009-2010 (Премия педагогического признания)

1. Общие положения 

1.1. Учредителями конкурса являются: Союз писателей России, Союз писателей Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования [СПбАППО], Центр современной литературы и книги Санкт-Петербурга, Школьная библиотечная ассоциация Санкт-Петербурга, кафедра библиотековедения и теории чтения Библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Государственное общеобразовательное учреждение лицей информационно-коммуникативных технологий №590 Санкт-Петербурга.

1.2. Конкурс направлен на поддержку детского чтения.

1.3. Положение о конкурсе публикуется на сайте лицея информационно-коммуникативных технологий № 590 в разделе «Литературная премия»www.likt590.ru и на сайте, созданном издательским домом «1 сентября»www.dobrayalira.ru, а также в других средствах массовой информации.

2. Цели конкурса: 

2.1. Повышение значимости современной русской литературы в области воспитания молодого поколения.

2.2. Привлечение читательского и общественного интереса к книге как источнику нравственного начала.

2.3. Поощрение авторов литературных произведений, способных внести существенный вклад в возрождение российской культуры.

3. Участники конкурса 

3.1. Ограничений для авторов произведений по возрасту, гражданству, месту жительства не устанавливается.

4. Организация и проведение конкурса

4.1. На конкурс автором (соавтором) представляются произведения без ограничения по тематике, написанные на русском языке в прозе. Представление произведений, написанных третьим лицом, не допускается. Требования к конкурсным произведениям — высокий художественный уровень; актуальность содержания; соответствие идейно-нравственных основ произведения лучшим традициям русской литературы. Участие в конкурсе означает согласие автора на размещение произведения на сайтеwww.dobrayalira.ru.

4.2. Поэтические, драматические произведения, рукописи, несоответствующие требованиям п. 4.1., к рассмотрению не принимаются.

4.3. Представленное на конкурс произведение должно отвечать следующим требованиям:

— текст — в электронном виде;

— не более 50 страниц, кегль 12, гарнитура «Таймс», поля верхнее, нижнее, левое и правое — 2, 54 см;

— рукопись не должна содержать элементов декоративного оформления (фигурный текст, виньетки, буквицы, фото, рисунки и т. п.);

— должно быть приложено письмо-заявка, содержащее сведения об авторе, контактные телефоны и адреса, краткую творческую биографию автора (соавторов), с указанием фамилии, имени, отчества, псевдонима, перечня наиболее значительных публикаций (если есть) и основные сведения о произведении (аннотация). Образец заявки размещен на сайте www.dobrayalira.ru.

4.4. Произведения направляются автором на электронный адрес: dobrayalira@mail.ru с 20.11.2009 года по 31.01.2010 года.

4.5. Система оценки — рейтинговая. Критерии оценки: высокий художественный уровень произведения; актуальность содержания; соответствие идейно-нравственных основ произведения лучшим традициям русской литературы.

4.6. Премия присуждается по следующим номинациям:

— Художественная литература | младший школьный возраст

— Художественная литература | без ограничения возраста

4.7. Звание лауреата присуждается за неопубликованные ранее произведения. Одно произведение может выдвигаться на награждение только один раз.

4.8. По каждой номинации согласно п.4.6. формируется отдельное жюри.

4.9. В процессе принятия решения учитываются художественные достоинства произведения.

4.10. Все выдвинутые произведения, получают регистрационные номера, под которыми и рассматриваются членами жюри.

4.11. Присланные произведения не рецензируются. Переписка с авторами не ведется.

5. Экспертиза произведений 

5.1. В срок с 01.02.10. по 10.05.10. на оценочном этапе производится отбор и оценка произведений членами жюри. В состав жюри входят педагоги, писатели, библиотекари, детские коллективы.

5.2. Жюри в срок с 10.05.10. по 20.05.10. определяет авторов — победителей по каждой номинации.

6. Подведение итогов конкурса 

6.1. Результаты конкурса публикуются в средствах массовой информации и на сайтах конкурса www.likt590.ru и www.dobrayalira.ru в срок до 01.06.10. Кроме произведений победителей (I, II, III место) в каждой номинации, в Собрание произведений конкурса включаются и другие произведения конкурсантов, достойные публикации.

6.2. Присуждение призовых мест по рейтингу производится с учетом мнения детской общественности.

6.3. Авторам-победителям вручаются дипломы «Победитель конкурса «Добрая лира». Лучшие произведения публикуются в итоговом сборнике конкурса, а также могут быть рекомендованы для включения в список книг по внеклассному чтению на уроках литературы в школе.

6.4. Оргкомитет конкурса оставляет за собой право редактирования рукописей перед публикацией в итоговом сборнике конкурса (по согласованию с авторами).

6.5. Книги с произведениями авторов-победителей и дипломантов конкурса распределяются следующим образом:

— по 1 экземпляру авторам-победителям конкурса;

— по 1 экземпляру членам жюри;

— комплекты книг направляются в библиотеки образовательных учреждений.

7. Сроки и этапы конкурсного процесса 

7.1. Организационный (01. 10. 09 — 20. 11. 09): обсуждение, утверждение и публикация положения, выбор жюри, создание сайта конкурса.

7.2. Конкурсный (20.11.09 — 31.01.10): выдвижение произведений на награждение, регистрация произведений и их подготовка для рассмотрения жюри.

7.3. Оценочный (01.02.10. — 10.05.10):

— Отбор произведений представителями педагогической общественности (01.02.10 — 01.03.10),

— работа профессионального жюри (01.03.10 — 15.04.10),

— голосование детской общественности на сайте конкурса (15.04.10 — 10.05.10),

— формирование окончательного списка победителей до 20.05.10.

7.4. Итоговый (01.06.10 — 10.10.10)

— определение победителей конкурса,

— размещение списков авторов-победителей на сайтах www.dobrayalira.ruи www.likt590.ru в срок до 01.06.10.

— торжественное вручение наградного знака и диплома,

— публикация произведения-победителей (до 10.10.10),

— распространение книг по библиотекам образовательных учреждений.


Заявка на участие в конкурсе «Добрая лира»

Фамилия, имя, отчество автора (соавторов), псевдоним (если есть)__________

Адрес, контактный телефон, электронный адрес__________________________

Род занятий или место работы_________________________________________

Краткая творческая биография________________________________________

Перечень публикаций (если есть)______________________________________

Имеющиеся награды за участие в других конкурсах________________________

Основные сведения о произведении (номинация, основная мысль и т.д.)______

Я, __________________________, даю согласие на публикацию моего произведения в авторской редакции в Интернете на сайте конкурса для проведения электронного голосования.

Я, __________________________, в случае победы моего произведения на конкурсе, даю согласие на дальнейшую публикацию с возможной редактурой и сокращениями по согласованию.

Объем заявки не должен превышать 1 страницы.


О конкурсе

Еще недавно, несколько десятилетий тому назад мы с гордостью называли себя самой читающей нацией в мире, нацией Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова. Еще недавно книга была постоянным спутником человека. Еще недавно в литературные музеи Москвы, Петербурга, Михайловского, Ясной Поляны, Спасского-Лутовинова и другие с благоговением входили десятки тысяч людей всех возрастов, которые ощущали свою причастность к миру величайших ценностей, идей, чувств. Еще недавно домашние библиотеки были предметом гордости, подписки на «толстые» литературный журналы бережно хранились в семьях, выход новой книги становился огромным культурным событием. Еще недавно большинство из нас могло сказать применительно к себе слова М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

В последние десятилетия ситуация кардинально изменилась. С утратой духовно-нравственных ориентиров произошло отторжение молодежи от ценностей книжной культуры, книга постепенно перестала быть жизненной необходимостью, нравственным авторитетом, воспитателем. Из «самой читающей» нации мы превратились в читателей комиксов и скверных детективов и тем самым поставили под угрозу национальные традиции, национальное самосознание, национальную культуру. Те, кто напрямую связан с воспитанием подрастающего поколения, не могут не бить тревогу. Решать проблему приобщения молодежи к чтению можно разными путями. Один из них — «приближение» книги к молодому читателю. Как этого достичь? Дать ему хорошую книгу с современной, актуальной для него тематикой и проблематикой, книгу современного автора, который хоть и пишет о дне сегодняшнем, но осознает себя в русле культурной традиции, сформированной русской классикой.

Именно эти размышления и побудили инициативную группу выступить с идеей создания новой литературно-педагогической премии — премии «Добрая лира», второе название которой — «Премия Педагогического Признания».

Цели премии «Добрая лира» 

В отличие от многих, существующих сегодня литературных премий, ее первичной целью не является непосредственно поиск и поощрение новых авторов. Смысл этой премии — подарить современному растущему и формирующемуся человеку КНИГУ, ту самую книгу, которая поможет ему осмыслить этот мир и себя в мире во всей сложности и многообразии, почувствовать себя звеном культурной цепи, актуализировать свою культурную память. Это очень важно сегодня, поскольку современная литература, литература тематически близкая молодому читателю, в школьной программе, формирующей во многом круг детского чтения, представлена недостаточно. Важнейшей особенностью премии является обязательное издание произведений, удостоившихся премии, а также их массовое распространение в молодежной среде через школьные библиотеки, уроки литературы, внеурочные мероприятия в образовательных учреждениях.

Важной особенностью является полная независимость организаторов и авторов от рекламных, имиджевых, коммерческих и других подобных интересов. Все присланные материалы строго анонимны для членов жюри. Таким образом формируется объективность судейства.

Между детской аудиторией и литераторами по итогам конкурса происходит взаимное творческое обогащение. Писатели, общаясь напрямую с юными читателями, более полно могут оценить свои профессиональные находки и удачи. А дети, прочитав произведения и познакомившись с их авторами, получают возможность переосмыслить жизненные приоритеты. Ведь ничто так сильно не влияет на образ мыслей и поведение ребенка, как яркие литературные образы. У некоторых ребят, возможно, появится интерес к собственному литературному творчеству.

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что премия «Добрая лира» учреждена со следующими целями:

— приобщение молодого поколения к чтению, воспитание читательской культуры

— повышение значимости современной русской литературы в области воспитания молодого поколения,

— привлечение читательского и общественного интереса к книге как источнику добрых нравственных начал,

— поиск и поощрение авторов литературных произведений, способных внести существенный вклад в возрождение российской культуры.

Особенности организации 

Особенности организации самого премиального процесса в полной мере отражают эти цели, в значительной мере имеющие культурно-воспитательный характер:

— в премиальном процессе предусмотрен постпремиальный период, связанный с популяризацией произведений-лауреатов в читательской среде, в т.ч. публикацию, распространение по школьным библиотекам, встречи авторов с читателями, массовые обсуждения книг-лауреатов, а в итоге — включение этих произведений в раздел «Внеклассное чтение» школьной программы по литературе с выдачей лауреатам премии соответствующих сертификатов;

— в состав экспертов включены представители педагогической общественности (учителя, школьные библиотекари);

— существует детское жюри, мнение которого также учитывается при определении лауреатов премии.

Отдельно необходимо сказать о том, что премиальный процесс ориентирован и на решение задач, связанных с формированием информационной культуры учащихся, чему в значительной степени будет способствовать публикация организационных и информационных материалов на сайте (адрес — likt590.ru), электронные публикации книг-финалистов, возможности электронного детского голосования. Учредителями премии являются следующие организации, которые распределили между собой обязанности по организации деятельности в соответствии со своими возможностями и спецификой деятельности:

Союз писателей России — Информационная поддержка и жюри.

Союз писателей Санкт-Петербурга — Информационная поддержка и жюри.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования [СПбАППО] — Организационно-методическая поддержка и сопровождение конкурса, работа с педагогами, руководителями детских команд.

Центр современной литературы и книги Санкт-Петербурга — Организация работы жюри конкурса (чтение и экспертные заключения выдвинутых на конкурс произведений), информационное обеспечение конкурса.

Школьная библиотечная ассоциация Санкт-Петербурга — Организация работы экспертов и мероприятий постпремиального периода (в т.ч. массовое распространение книг в школах в течение постпремиального периода — до объявления новых победителей конкурса).

Кафедра библиотековедения и теории чтения Библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств — Организация работы экспертов и мероприятий постпремиального периода.

Государственное общеобразовательное учреждение лицей информационно-коммуникативных технологий №590 Санкт-Петербурга— Организационная работа, привлечение экспертов из педагогического сообщества, информационная поддержка (использование сайта лицея).

Информационная поддержка: 

— Издательский дом «Первое сентября»,

— сайт «Точка Зрения»: lito.ru.

В нынешнем году конкурс стартует уже в третий раз. В конкурсе 2006-2007 года приняло участие 105 авторов, представивших на суд компетентного жюри 207 произведений. География конкурса достаточно широка: 37 регионов России, 5 — ближнее и 3 — дальнее зарубежье. Итоги первого этапа конкурса, который в дальнейшем получил условное название «Добрая лира — 1», были подведены в апреле 2007 года. Церемония награждения авторов, занявших первое место в своей номинации, проходила в мае 2007 года в Москве в Государственной Думе. Победителей приветствовали Председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов и заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке В.Н. Иванова. Они вручили авторам памятные подарки. Издание сборника произведений-победителей было осуществлено благодаря финансовой помощи Фонда поддержки образования. Сборник был представлен общественности 25 апреля 2008 года выставочном павильоне ЛЕНЭКСПО во время работы Санкт-Петербургского Международного Книжного Форума.

После завершения первого этапа конкурса его учредителями и организаторами было принято решение о продолжении работы. На сайтах, рассказывающих о «Доброй лире», весной 2008 года появилась информация о втором этапе конкурса, или, точнее сказать, о его продолжении. По замыслу учредителей, конкурс должен стать ежегодным.

Второй этап, получивший условное название «Добрая лира-2», итоги которого были подведены в ноябре 2008 года, несколько отличался от прежнего. Были изменены формулировки и названия конкурсных номинаций. В состав жюри вошли новые лица. Большее внимание было уделено прочтению произведений в детских коллективах.

Этот этап прошел не менее успешно, чем первый. Приятно удивляет разнообразие произведений, представленных на конкурс. По объему, жанрам, стилистике — богатейшая палитра литературного творчества. И в результате второго этапа конкурса современная российская литература стала богаче на несколько умных, хороших, добрых произведений, которые нравственно и духовно обогатят современное подрастающее поколение. Они были изданы в формате двухтомника и являются логическим продолжением первых трех томов. Таким образом, сейчас существует уже пятитомник «Добрая лира». Издание сборника на втором этапе конкурса было осуществлено за счет средств, выделенных депутатом ЗС Санкт-Петербурга Александром Сергеевичем Ольховским.

Положение о конкурсе опубликовано на сайтах лицея №590 по адресуwww.likt590.ru и на сайте, созданном издательским домом «1 сентября»www.dobrayalira.ru. Адрес, на который авторы могут присылать свои произведения для участия в конкурсе — dobrayalira@mail.ru.